Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Ловись, школа, большая и маленькая
eurekanext
Хамардюк2_ЖЖ

Роль личности
Как разнообразны ландшафты, демографические профили конкретных поселений – городских и не очень, так по-разному разыгрываются школьные карты. Наверное, роль личности в истории (своей и всеобщей) тоже никто не отменял. Лет пять назад я была задета мощным и победным шествием знаменитой питерской гимназии, многочисленной, как армия. Это роль личности, собирающей ресурсы и расширяющей владения под меткой глянцевого бренда. Есть не менее многочисленная московская школа, там тоже роль личности, но другая логика. И содержание, и смысл. Обе раскидистые и известные, обе разные по стилю, духу.

Школа не должна быть пустой. А большая она или маленькая – это уже решают
люди, которые договариваются о том, как и зачем будут учить детей.


Из личного опыта
Сама я работала в типовой школе, рассчитанной на 800 мест. Училось там, правда, в два раза больше народу. Потому что в две смены. В обе я и работала. Уставала, да, но ощущение полноты жизни и постоянного движения мне нравилось. Школа не должна быть пустой, целый день работа должна идти. И движение в ней должно быть не броуновским (ну только если на переменках)! А большая она или маленькая – это уже решают люди, которые договариваются о том, как и зачем будут учить детей. В этой школе в 90-е годы у нас получилось договориться про обучение по выбору в старшей школе, сделать динамическое расписание, группы. Когда мы под руководством Ирины Сидоровой делали уже отдельную школу (в отдельном здании) для старшеклассников в Муравленко, мы понимали, что главное – договориться. Этому и были посвящены силы, время муниципальных чиновников от образования. Ведь предлагаемый вариант неизбежно тянул за собой новую «нарезку» ответственности и обязательств. А главное, новое понимание отношений на финишной прямой школьной жизни – учителей, учеников и родителей. Обо всем этом долго спорили, убеждали, вместе проектировали. Школа теперь живет, большая, как общий трамплин для учеников пяти школ небольшого северного города. И, надеюсь, она не пустует.

Смысл модернизации
Экономически укрупнение выгодно: концентрируются ресурсы, увеличивается «площадь покрытия», но за рациональными расчетами всегда живут внезапные иррациональные штуки. Не удержусь, приведу слова Михаила Кушнира: «Сегодня ко всему, что есть в образовании, и особенно к тому, что пытаются модернизировать, нужно задать вопросы "кому это нужно" и "зачем"?».
Вот когда есть ответы на эти вопросы, точно неважно, 5 тыс. учатся под одной содержательной крышей или 300 человек.
Анна Хамардюк

?

Log in

No account? Create an account