Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Большие и маленькие школы
eurekanext
Шиврина_ЖЖ

Большие школы Америки
По многим исследованиям, в ходе которых изучалось влияние размера школы на результаты ее учащихся, можно сделать вывод: в небольших школах успеваемость учащихся выше, атмосфера теплее, а родители более активно вовлечены в школьную жизнь. Однако большие школы не сдаются, они ищут способы использовать эту свою особенность наилучшим образом, они видят в этом свое преимущество.
В Америке большие школы – это реальность жизни. Более 70% американских старшеклассников учатся в школах, в которых более 1 тыс. учащихся. Для средних школ картина практически аналогична. Старшая школа Dewitt Clinton, расположенная в Нью-Йорке, попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая школа в мире – в 1934 году в ней учились 12 тыс. детей.
По мнению исследователей, большие школы в Америке – это результат склонности американцев к повышению эффективности, экономии на масштабах и наличию большого выбора учебных предметов, а также того мнения, что дешевле обучать много учеников в одном здании, чем в нескольких.

Двор старшей школы Braddock
Двор старшей школы Braddock

Больше школа – больше возможностей
Старшая школа города Эванстоун – большая и преуспевающая, как и множество других школ северных пригородов Чикаго. Для многих учеников это база для получения хорошей карьеры. Школа весьма необычна: в ней учится 3 тыс. 100 детей, 50% которых – белые, 39% –темнокожие, а 11% – представители других национальных меньшинств; 25% детей – из малообеспеченных семей. Почти 80% выпускников продолжают свое образование в университетах или двухгодичных колледжах.
Предметы, предлагаемые для изучения в школе Эванстоун, – это блестящий пример того, что может дать своим ученикам большая школа с бюджетом около $67 млн. К примеру, отделение иностранных языков кроме традиционных предметов предлагает к изучению четырехгодичный курс латинского, немецкого, древнееврейского языков и двухгодичный курс американского языка жестов.
В школе Эванстоун, построенной в 1928 году, нет недостатка места – в 1966 году здание школы было перестроено, чтобы иметь возможность принять в свои стены 5 тыс. 500 учеников. На сегодняшний день там учатся 3 тыс. 100 учеников, работают 529 человек, включая 294 учителя.
Как руководство школы помогает ученикам не запутаться в огромном выборе школьных предметов? Лара Купер, заместитель директора по вопросам, связанным с учебным планом, отвечает: «Мы намеренно ограничиваем выбор учеников. В последние годы мы стремимся исключать из учебного плана предметы, которым, по нашему мнению, не хватает академической строгости. Таким образом мы стараемся сделать так, чтобы в учебной программе каждого ученика присутствовали основные общеобразовательные предметы».

Летний лагерь по вневойсковой подготовке офицеров резерва - школа American
Летний лагерь по вневойсковой подготовке офицеров резерва школа American

Личный контакт
Сделать так, чтобы школа казалась не казенным учреждением, а вторым домом для каждого ученика – это очень сложная задача для школы с тысячами учеников. В школе Эванстоун решили эту проблему так: все ученики были разбиты на группы по 15 человек, со смешанным национальным составом. Каждое утро в течение всех четырех лет обучения в старшей школе они встречаются с одним и тем же учителем и проводят вместе 18 минут в начале дня. Учителя используют это время, чтобы обсудить оценки, посещаемость или какие-то личные вопросы студентов.
Таким образом между учениками и педагогами образуются личные отношения, и школьники не боятся подойти к учителю, для того чтобы попросить помощи в решении каких-либо проблем. Так, ученики из национальных меньшинств попросили учителей, чтобы те сами составляли группы для совместной работы над каким-либо проектом. «Мы хотим работать не только с нашими друзьями, но и с теми, с кем мы плохо знакомы», – сказали они. Так они хотели научиться преодолевать барьеры между людьми разных рас и национальностей.
«Это больше касается не дружеских, а деловых взаимоотношений, – объясняет Купер. – Учителя должны понимать, что на них лежит огромная ответственность по созданию такой атмосферы, в которой каждый ученик чувствует себя частью коллектива».

Старшая школа Эванстоун
Старшая школа Эванстоун

Вместе в одном месте: 5 тыс. детей, 252 учителя
Учителям в большой школе тоже нужна помощь, чтобы построить рабочие отношения. Директор Дональд Хочерл очень любит рассказывать историю о двух учителях, которые выяснили, что работают в одной школе, только когда случайно встретились в продуктовом магазине. В старшей школе Braddock в Майами мистер Хочерл каждый месяц организует встречи, в которых принимают участие все 252 учителя, чтобы они могли «почувствовать, что они все из одной школы».
В этой школе учатся почти 5 тыс. детей, но директор школы говорит, что для него большой размер школы – не препятствие. «Наоборот, я считаю, что в этом наше преимущество. То, что наша школа большая, не значит, что мы менее требовательны к нашим ученикам. Кроме того, благодаря нашему размеру мы можем предложить нашим ученикам широкий выбор предметов и участие в различных видах спорта», – говорит директор Хочерл. В то же время он признает, что самая главная трудность в управлении большой школой – «убедить родителей в том, что размер школы – это не проблема».
В школе широко используется обучение с помощью проектной деятельности. Для работы над проектами учителя часто объединяются. К примеру, Джой Хеллард, учитель английского, работал вместе с учителем мировой истории, учителем дизайна и специалистом в области СМИ над междисциплинарным проектом, в ходе которого ученики создают макеты строений древних цивилизаций. Группы студентов строили большие макеты храмов ацтеков и майя, китайских буддийских храмов и египетских пирамид. Другие ученики и родители совершали экскурсию по этим моделям, и школьники-кураторы проектов были гидами, рассказывая «туристам» подробности об этих древних зданиях.
«В нашей школе нет четких границ между предметами, и на уроках дети не просто получают информацию. Учителя всегда готовы показать детям взаимосвязь между предметами, показать, как связаны научные факты и обычная жизнь, – говорит Хеллард. – У нас большая школа, но все дети очень дружелюбно настроены, учителя всегда открыты к диалогу с учениками. Здесь все чувствуют себя в безопасности, несмотря на размер школы».

Школа Эванстоун - многонациональная
Школа Эванстоун – многонациональная

Как стать образцовой школой
В другой школе штата Флорида, старшей школе American, учится 2 тыс. 900 детей. В такой большой школе, среди учащихся которой 54% латиноамериканцев, 38% афроамериканцев и 6% белых, очень многое зависит от того, как директор школы строит свои взаимоотношения с работниками и учениками.
Когда Родригес стал директором школы, он призвал учителей «изменить свой подход к обучению», «учить школьников так, как они хотели бы, чтоб учили их собственных детей». Он также уделяет внимание тому, чтобы учителя сравнивали результаты своих учеников с результатами других учащихся штата и решали, как можно их улучшить.
Когда Родригес пришел в школу, 65% учеников получили наихудший результат в математическом тестировании. За три года это число уменьшилось до 23%. Сейчас школа American – образцовая школа среди тех, в которых учатся дети из неблагополучных семей. Ее результаты близки к результатам более благополучных в социально-экономическом плане школ.
Для того чтобы предотвратить отчисление учеников из школы, в школе American все девятиклассники, которые в прошлом пропускали занятия и были замечены в нарушениях дисциплины, в обязательном порядке записываются в младшее отделение корпуса вневойсковой подготовки офицеров резерва. «Эта программа позволяет добиться хороших результатов – она улучшает дисциплину, помогает понять ценность хорошего образования и занять твердую гражданскую позицию», – говорит Родригес.
«Каждому ребенку необходимо уделять внимание и заботу, даже в школе с тысячами учащихся», – говорит Родригес. Каждый год он встречается с учениками и слушает их предложения и вопросы по поводу работы школы. А ученики узнают от Родригеса, что «насыщенный учебный план подготовит их к жизни» и что они всегда могут обратиться к учителям после уроков, если у них есть вопросы по учебному материалу».
«Директор должен уметь передавать свое видение школы ученикам, учителям и родителям» – вот основное кредо Родригеса.
Перевод Анны Шивриной


Помещение имеет значение
Логачева_ЖЖ

Строить или не строить
Эта школа-академия находится на юге Лондона. Здание школы великолепно. За проект этого здания архитектор Заха Хадид получила специальную премию. Правительство выделило 55 млрд фунтов стерлингов на строительство школ для «Программы будущего». Однако реформатор в области образования Тоби Янг считает строительство подобных школ гигантской тратой денег. По его мнению, «связь между зданиями и учебными достижениями равна нулю». Янга поддержал министр образования Майкл Гоув. Они оба заявили, что учителя значат больше, чем здания.

11_04

Со своим уставом
Но действующему правительству нравится идея с созданием академий в стране.
И Академия Эвелин Грейс – одно из восьми таких учреждений, поддерживаемых благотворительной организацией Absolute Return for Kids.
Питер Уолкер, директор Академии Эвелин Грейс, обращает внимание на старомодное отношение к дисциплине и стараниям, при котором основным считается «достижение мастерства» в «усердной, упорядоченной и уважительной среде». В этой школе учебный день дольше, чем обычно в других школах, а именно с 8.30 утра до 5 вечера. Учащиеся носят форму – пиджаки, галстуки, джемперы с V-образным вырезом. В школе 1200 учеников, и их поделили на четыре «маленькие школы».

1292431070-1291984062-zha-ega-21-928x1000

И теперь у школы есть новое здание. Игровые и спортивные площадки расположены между зданием и улицами. Здесь есть даже 100-метровая беговая дорожка.
Внутри здания план изначально достаточно прост – классные комнаты, а посередине широкий коридор. Но усложнили его геометрическими замыслами архитектора с двухэтажными холлами.

th_d41d8cd98f00b204e9800998ecf8427e_01229_cp_lh_n3_higha4

Все для пользы дела
Во время строительства здания у директора школы и архитектора были разногласия.
По мнению Уолкера, лучшее, что сделало это здание – оно сообщило детям, что кто-то «ценит их». И еще он согласен с тем, что в школе появился элемент приключений и интриги – сочетание и наложение различных помещений, чего нет в обычных зданиях больших школ.

источник фотографий указать architector.ua

Конечно, будет неправильным настаивать на том, что неважно, как выглядит место, где учатся дети. Много сейчас споров о том, что нет связи между дизайном школы и результатами экзаменов, но дети все-таки должны набираться опыта в хорошо подготовленных пространствах. Проблема в том, как достичь всего этого без расточительности и блажи.
Гоув, Янг и архитекторы-профессионалы должны стоять на одной стороне. Надо прекратить споры, позаимствовать немного дисциплины у Академии Эвелин Грейс и работать вместе.
Роуан Mур,
The Guardian

Перевод Ольги Иваницы
Фото с сайта architector.ua

Неформальное образование в Мексике
Для учебного процесса есть только одно основное здание. Unitierra обеспечивает учебный опыт для детей на местах работы жителей города или близлежащих деревень, выступая за неформальное образование и за обучение ремеслу вместо традиционного подхода «учитель-ученик».

Christmans 069

В школе Unitierra нет классных комнат, нет учителей и нет формальной образовательной программы. Но у школы есть помощники из местных жителей, которые обучают детей практическим навыкам уже в течение нескольких лет.
Здесь понятия «образование» и «обучение» не считаются синонимами.
Да и те, кого мы привыкли называть учителями, переименовали себя в «участников образования». У каждой группы свое понимание учебной программы, но есть некоторые аспекты, остающиеся неизменными для всех.
Прежде всего здесь существует серьезный контроль над тем, как и чему в этой школе учат.
Обучение для данной школы – это центр важного диалога между людьми, у которых есть вопросы к существующему миру.
Во-вторых, обучение децентрализовано. Австрийский философ Иван Иллич назвал этот тип децентрализации «паутиной возможностей». В «учебной паутине» Иллич видел воплощение идеальной образовательной системы, которая:
  1. обеспечивает всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста;
  2. поддерживает усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умениями, в поиске тех, кто хочет у них научиться;
  3. предоставляет всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности результаты своего обучения.
UnitierraOven-byMikeE-555

В-третьих, этот подход преобразовательный, построенный на диалоге между людьми, с целью обновления каких-то понятий и задач.
Школа Unitierra расположена в центре города Оахака, на юге Мексики. Школа была организована и возглавляется Густави Эстева, а теперь она стала моделью альтернативного обучения при местном университете. Школа выступает за неформальное образование и за обучение ремеслу вместо традиционного подхода «учитель-ученик».
Помимо университета, в обучении школьников в Оахаке активное участие принимают местные жители.
Для учебного процесса есть только одно основное здание, где проходят некоторые уроки и организуются встречи с местными сообществами. Unitierra обеспечивает учебный опыт для детей на местах работы жителей города или близлежащих деревень.
По правилам школы, взрослых наставников постоянно контролируют, проясняя, чему и как они собираются учить детей. Эстева считает, что такой метод обеспечивает более натуральное обучение, при этом результаты улучшаются и дети удерживают детальную информацию, которую они, в свою очередь, смогут потом передать другим интересующимся ученикам. Мистер Эстева говорит: «Мне нужен кто-то, кто бы научил меня, но я могу и научиться сам».
Майк Эмилиани
Перевод Ольги Иваницы

?

Log in

No account? Create an account