Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Рассмешите Бога
eurekanext
Адамский4_ЖЖ

Фразу «Если хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах на завтра» приписывают Вуди Аллену. А психологи школы Л.С. Выготского утверждают, что способность выполнять действие в уме, не натурально, а «до опыта», способность к внутреннему плану действия, является одной из ключевых функций человеческого сознания.  
И как не вспомнить известный разговор с неизвестным на Патриарших двух деятелей советской культуры, в разгар которого была произнесена фраза: «… для того чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок».
Добавлю к этому, что не только «чтобы управлять», а чтобы хотя бы осмыслить свои действия, соотнести их с тем, что происходит вокруг, надо все-таки иметь план, хоть на сколько-нибудь приличный срок. Хотя бы на год.
…В одни из последних дней 2012 года были утверждены два документа, которые могут составить повестку дня тринадцатого года.
30 декабря премьер Д. Медведев утвердил дорожную карту «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».  
А 29 декабря президент подписал Федеральнй закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
С моей точки зрения, было бы логично, если бы премьер 30 декабря подписал дорожную карту о реализации мероприятий по приведению системы образования в соответствие с принятым и подписанным президентом законом. Но мы с вами понимаем, что дата подписания таких документов венчает многомесячный труд большого числа людей, поэтому два процесса шли как бы рука об руку, и конец года пришелся на финал.
Но подписание президентом закона отнюдь не означает, что эта норма начнет работать. Текст нужно прочитать, продвинуть в широкие массы, обеспечить подзаконными актами и привести в соответствие со всеми этими форматами методики проверок большого числа органов.
Не худо было бы провести массовое повышение квалификации руководителей – от федеральных чиновников до завучей школ. Наконец, родители и учителя. Им-то обязательно знать, в чем смысл и значение нового закона.
Вот хорошо бы сделать что-то вроде «Закон об образовании – для чайников». Ну, вы понимаете, это я фигурально выразился, никого не желая обидеть. Но по сути: изложить закон в комиксах, например. Или простым и ясным языком изложить основные понятия.  

Например:
«Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
для чайников (а также для всех тех, кто не любит продираться сквозь замысловатые юридические формулировки)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Это нужный закон. Он не отвечает на глубинные вопросы бытия, не дает простых определений и даже не является всеисчерпывающей инструкцией в сфере образования. Однако именно он:
–    говорит о том, кто кому чего должен и кто перед кем и чем обязан в системе образования;
–    помогает отстаивать свои права и предупреждает об обязанностях тех, кто учится, и всех тех, кто сочувствует и поддерживает обучающихся;
–    описывает разные другие правила, обеспечивающие интересное и увлекательное образование».


Или:

«Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

34) присмотр и уход за детьми – это когда дошколят кормят, вытирают им нос и не мешают спать, но важно, что при этом специально ничему такому особенному не учат и не воспитывают (трудно такое представить, но тем не менее и такое бывает)».


Или:

«Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1. Каждый имеет право на образование.
2. Это право не зависит от пола, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, количества денег или наличия большой должности, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к определенной тусовке, а также других обстоятельств.
3. У нас в стране можно бесплатно и всем в пределах федеральных стандартов получить дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное образование. Также бесплатно, но по конкурсу в пределах этих стандартов можно получить высшее образование.
Бесплатно все это образование получается только в первый раз.
4. Всякие начальники должны условия создавать для получения хорошего образования».


Ну, и так далее.
Сначала кто-то, наверное, обидится и разразится гневным письмом или постом – «Как же так, нас всех за чайников считают, совсем никого не уважают!», но никто же не обижается на брошюры из других сфер «для чайников»?
В любом случае продвижение свежего закона и обеспечение жизни по его понятиям я бы сделал приоритетным в планах-2013.
Что касается дорожных карт по улучшению образования, т.е. по повышению его эффективности, – здесь нужна серьезная дискуссия по поводу того, что мы считаем эффективностью образования. Поскольку вокруг этого понятия уже сформировалась целая мифология: например, объявлены вузы с признаками неэффективности, и в СМИ появилась информация об оценке эффективности министров чиновниками администрации президента, из которой следует, что министр образования и науки – малоэффективен.
В общем, объявляется «Год эффективности» – пункт № 1: «В течение первого квартала определиться с понятием “эффективность в образовании”. Ответственный…» Вот тут заминка. Как же это – план без ответственного за выполнение? Может, как-то сами – без ответственного?
Александр Адамский

  • 1
актуально! да! а еще для тех кто учит вопросы, касающийся законов об образовании на госах и не имеет юридической выдержки, чтобы читать оригинальные тексты.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account