Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Программа-минимум
eurekanext
бим-бад1_ЖЖ

Бесценный мой друг, увы, ныне покойный, Артур Владимирович Петровский любил присловье: «Не будем смешить Господа Бога своими планами». Разделяя сию позицию, ко всем просьбам ко мне поведать о творческих своих планах я отношусь юмористически. Хотя, конечно, кое-что желалось бы сделать.
Разумеется, если будут мне даны время и силы, продолжу работу над историей и философией образования. Вопросы нашей школы волнуют меня чрезвычайно. Хотелось бы сформулировать свой взгляд на содержание, методы и формы образования.
Это — программа-минимум. А еще — в силу жадности — надеюсь на рождение художественных текстов малой формы.
Борис Бим-Бад

В ожидании чуда
буга1_ЖЖ
Мы уже достаточно долго живем в ожидании чуда трансформации России в качественно новое (с приставкой Smart) состояние, муссируя и обсуждая кремлевский лозунг о том, что «главный национальный приоритет Российской Федерации – развитие инновационной деятельности», действуя, руководствуясь и при этом к чему-то приходя достаточно быстро, а в чем-то по-хорошему ошибаясь («заблудиться, чтобы выйти из леса»)…
Год 2012-й, закономерно завершенный принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации», в образовательной событийности своей во многом был принципиально важным и необходимым, как «момент» трансформации этапа дестабилизации российской системы образования в этап стабилизирующего отбора.
Очень четко и логично это описывает А.И. Адамский, подводя итоги ушедшего года и обрисовывая перспективы, на этот раз как эвриканский «дежурный по стране». Как следствие, в Fasebook-группе «Вестей образования» развернулась весьма интересная дискуссия. «На основании изложенного» (да простит читатель мой псевдонаучный канцеляризм) решил я построить свой текст как заметки на полях аналитики «дежурного по стране»…
Итак, инновационный шаг совершен. Но новая система еще нестабильна, т. е. воспроизводит себя неустойчиво. В действие вступает стабилизирующий отбор, увеличивающий устойчивость системы. «Дорога должна стать более накатанной», чтобы возник стереотип, от которого становилось бы «с каждым днем» все трудней отойти.
Иначе говоря, именно сегодня создается необходимый путь индивидуального развития. Стабилизирующий отбор должен привести к типичному. На этапе «устаканивания» новой нормы (Закон «Об образовании», ФГОС, «Наша новая школа») должны возникнуть регуляции, обратные связи… Финал очередного этапа модернизации образования может быть только «эквифинальным».
То, что сейчас (во многом благодаря «Эврике») происходит в российском образовании, можно с достаточной долей удовлетворения назвать попыткой вывода страны из бинарного состояния в тернарное. Ибо не только говорим, но и пытаемся (небезуспешно) строить договорные отношения между государством и пусть осторожно, но все-таки поднимающим голову гражданским обществом.
Государственно-общественное управление образованием невозможно без общественного образовательного договора. А договор – действительный, честный – это определяющий признак тернарной системы…
То, что сейчас происходит в российском образовании, я бы назвал предисловием к очень важной для меня трансформации школы, уже названной социокультурной модернизацией. Да, именно так: предисловие к социокультурной модернизации образования, рождающей школу.
Во всяком случае, очень важный грядет год – год, начинающий этап «устаканивания» новых правил игры для российской школы. Самый важный проект (как самый важный текст или книга) – только это. Иначе бессмысленно все, чем жила «Эврика» всю свою жизнь.
Николай Бугаев

?

Log in

No account? Create an account