Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Внимание - к школе и семье
eurekanext
Парфентьев_ЖЖ

К сожалению, приходится все чаще узнавать о диких случаях насилия не только в американских, но и в российских школах. Убежден, что эти случаи указывают прежде всего на нравственный кризис в обществе в целом. Поэтому попытки преодолеть насилие путем каких-то внешних усилий – увеличение контроля за работой школ, создание психологических служб и т.н. служб медиации, на мой взгляд, обречены на неудачу.
Путь к решению проблемы должен быть иным.
Это, во-первых, реальная работа, в том числе образовательная, направленная на укрепление нравственных основ общества. Скажем, наши коллеги, просемейные организации из Латинской Америки, потратив двадцать лет на исследования подготовили курс нравственного воспитания для детей, рассчитанный на все годы школы. Его особенность в том, что он опирается на базовые ценности любого здорового общества – семья и семейные ценности, нравственная устойчивость, честность, порядочность, добродетельность. Его прекрасно принимают и верующие семьи, видя его соответствие христианским ценностям, и семьи, далекие от религии. Конкретные результаты – существенное снижение подростковой преступности, жестокости, случаев насилия там, где используется этот курс. Хорошо бы иметь подобную образовательную компоненту в России.
Во-вторых, усиление места семьи в образовании. Я много раз в разных аудиториях говорил, что одна из причин кризиса современного образования – устранение его из центра семьи. Образование должно ставить семью в центр, быть дружественным к семье, больше опираться на семью. Уверен, что более сильное здоровое родительское влияние на школу, на управление ею, на содержание образования и воспитания – пошло бы школе на пользу.
В-третьих – к вопросу о воспитании. Не надо бояться воспитывать детей – но для этого сами учителя, сами школы должны иметь прочную и ясную нравственную основу. Трудно воспитывать кого-то тем, кто сам ни в чем не уверен. Не слишком хорошо влияют и идеологизированные шаблоны в отношении прав детей. К таким шаблонам и расхожим стереотипам не стоит относиться с избыточным доверием. Простой пример – в той же Швеции, за десяток лет после полного запрета шлепать детей в семье уровень тяжких преступлений против детей не снизился, а существенно вырос, а уровень насилия детей над детьми возрос в шесть раз, и еще почти утроился за следующее десятилетие. Такие факты и цифры поневоле заставляют серьезно задуматься. В любом случае, даже если не брать крайности, от более внимательного отношения к классическому опыту воспитания в школе, поддержания школьной дисциплины, думаю, и педагоги, и дети, и общество только выиграли бы.
Павел Парфентьев,
генеральный директор АЦ «Семейная политика.РФ»

?

Log in

No account? Create an account