Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Автономия – рамки или свобода?..
eurekanext
Голубецкий_ЖЖ
Под автономией часто понимается право, предоставляемое различным социальным группам, руководствоваться собственными нормами и правилами в определенных оговоренных заранее границах. В случае со школой и учителями это свобода в определении программ, УМК, методов, форм работы, инструментария для оценивания при полноте ответственности за результат. Может ли автономия в школе быть эффективной без автономии учителя, какие границы имеет автономия учителя, мы поговорили с директором «Школы будущего» (п. Большое Исаково, Калининградская область) Алексеем Голубицким.

– Действительно ли автономия в школе не может быть эффективной без автономии учителя?
– В пункте 6 Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с 2010 года предполагалось предоставление большей самостоятельности школам в составлении индивидуальных образовательных программ при резком сокращении требуемой отчетности в обмен на открытость информации о результатах работы. Это положение инициативы в отличие от многих других, на мой взгляд, стало одним из самых сложных в воплощении. В реальной образовательной практике пока не знаю ни одного конкретного примера полноценного воплощения этого принципа.
При переходе к автономии учреждений степень автономии сотрудников является ключевым моментом. Очень велики риски возникновения ситуации, когда коллектив несвободных людей может стать своеобразным барьером на пути эффектов от автономии учреждения к повышению качества образования каждого конкретного ученика. Краеугольным камнем (как и на уровне школ) является резкое сокращение отчетности. В идеале необходимо работать по системе «черного ящика»: договариваемся о критериях и показателях эффективности деятельности учителя в сочетании с необходимыми условиями работы на входе и измеряем итоговый результат на выходе. Образовательный процесс целиком контролируется самим учителем. Иначе автономия может превратиться в деловую игру, в которой чиновники сделают вид, что предоставили учителю автономию, а учителя будут притворяться, что ее получили, или протестовать.

– Почему у учителя слабая мотивация?
– Общеизвестно, что стремление к самореализации является определяющим для мотивации. Возможна ли полная самореализация в условиях жестких рамок? Фактически у нас в стране действует своеобразная версия «крепостного права» управляющих и контролирующих органов по отношению к учителю. Регламенты, производимые всеми уровнями от министерства до завуча, практически полностью ограничивают свободу учителя. Так проще и надежнее контролировать процесс и проверить результат, но является ли это фактором его достижения? Даже те свободы, которые де-юре заложены в действующем законодательстве, часто в правоприменительной практике остаются на бумаге. Возможно, это и является одним из важных факторов пониженной мотивации и как следствие не всегда высокой производительности труда учителя. Там, где учителю удалось отстоять свою автономию или где администрация школы сумела создать условия для поддержки таких учителей, мы видим примеры настоящей педагогической культуры и высокой эффективности в достижениях учеников.

– Как можно решить задачу автономизации?
– Это является очень трудной задачей, учитывая долгий исторический опыт действия в условиях жестких регламентов. Самой большой проблемой является не неспособность действовать самостоятельно, а несформированность у многих учителей потребности в автономии. Поэтому кампания по насильственной «автономизации» учительства обречена на провал. Нужно действовать шаг за шагом, предоставив учителям автономию в выборе автономии. Постепенно сформируются точки роста активных профессионалов, уверенных в своей педагогической системе, готовых взять ответственность за результат. И если система образования до конца последовательно продемонстрирует преимущества такой автономии, то круг таких учителей будет со временем расширяться.
Определять успех «автономизации» учителей должна продуманность процедуры и критериев отбора. Возможно, такими учителями смогут стать победители ПНПО. Но это сработает только в тех регионах, где основными экспертами выступали не чиновники, а представители общественных организаций, т.е. где они действительно получили общественную экспертизу и признание своей деятельности. Другим вариантом может быть сложившаяся процедура аттестации и возможность успешно получившим высшую категорию подать заявление на получение нового статуса. Но не автоматическое присуждение его всем обладателям высшей категории, так как среди таких учителей есть немало достойных профессионалов, у которых необходимость проявлять значительную самостоятельность может вызвать скорее негативные эмоции.
Очень важным этапом является создание условий для работы учителей, получающих автономию. В нашей школе действует система грантовой поддержки, регламентированная школьным локальным актом. Учитель может сделать заявку по определенной форме на приобретение оборудования или на прохождение курсов повышения квалификации, принимая на себя обязательство по освоению и дальнейшему распространению новых педагогических технологий среди коллег. Затем заявки рассматриваются, выделяется финансирование в рамках учебных расходов или привлеченных средств. Эта система работает довольно эффективно. Возможно, получение учителем нового статуса в рамках внутришкольных грантовых процедур может дать некоторое преимущество в обеспечении оборудованием и технологиями при обязательствах достижения результатов учеников, значительно выше среднестатистических, и диссеминации опыта.
Самой значимой в этой системе является оценка качества работы учителя-инноватора. В отличие от учителя-новатора, он не обязательно должен предложить ученикам и педагогическому сообществу что-то принципиально новое, а внедрить эффективную систему достижения результатов учеников. В данном контексте инноватор – это не только и не столько экспериментатор, участник всевозможных программ и проектов, а состоявшийся педагог, который имеет свое лицо, независимый педагогический почерк, обладающий готовностью действовать с высокой степенью автономии, предлагать авторские педагогические решения в постоянно изменяющемся поле задач.
При этом все критерии оценки собственной деятельности или их существенную часть должен предложить сам учитель, но при обязательной внешней независимой экспертизе.

– Какие границы имеет автономия учителя? Есть ли рамки у автономии, если ее многие понимают как своеобразную свободу?
– Определенность этих границ и их соблюдение всеми сторонами – непременный спутник эффективной автономии. Границы должны быть очень четкими. Их нужно обязательно оформить в виде той или иной формы договора. Глубина автономии может быть различной в отношении отдельных направлений деятельности учителя от абсолютной автономии (выбор форм и средств обучения), уведомительного согласования до действия в рамках четких внешних процедур (итоговая аттестация).

– По вашему мнению, автономный учитель может работать эффективно?
– Фактически мы уже видим это на практике учителей, работающих автономно. Это репетиторы. Они решают конкретные, поставленные родителями задачи, абсолютно свободны в выборе педагогических методов и приемов, расписания, частоты занятий, но полностью своей репутацией отвечают за результат. Эффективность репетиторства определяется не только индивидуализацией обучения, но и степенью автономии педагога от общеобразовательной системы. Внутри большого коллектива школы обладать такой полнотой автономии вряд ли возможно и необходимо. Есть программа развития учреждения, образовательная программа, существует необходимость согласовывать свои действия с коллегами и многие другие факторы, ограничивающие автономию учителя. Но внутри этих естественных рамок эффективность учителя определяется его профессионализмом и тем, насколько ему его мастерство позволяют применить в работе с учениками, то есть степенью автономности.

– В последнее время много говорят о качестве образования: как его достичь, как его измерить. А специалист в области качества образования – он нужен?
– Безусловно, нужен. Необходимость в значительном числе таких специалистов давно назрела. Государство тратит существенные средства на модернизацию, вводятся новые образовательные стандарты, к системе образования предъявляются требования обеспечения инновационного развития общества. Все это повышает актуальность появления людей новой профессии. Во время работы секции «Качество образования» на конференции «Авторская школа – “Эврика”» в октябре 2012 года родилось название такого специалиста – менеджер качества образования.
В работе специалисты новой профессии столкнутся с целым рядом проблем: неготовность некоторых школ и учителей подвергать деятельность оценке, смешивание оценки с контролем, страх перед любой формой оценивания, опасения профессиональной дискредитации, неумение использовать результаты оценки для собственного развития, неполная сформированность институтов общественной и профессионально-общественной оценки, неготовность органов контроля и учредителей принимать результаты общественной экспертизы, противоречие взаимного контроля родителей и школы и многое другое.

– Не станет ли менеджер качества образования контролером и надзирателем?
– Это будет зависеть от органа, от имени которого будет выступать менеджер. Если это орган государственного надзора, то он будет ближе к «контролеру». Если менеджер качества образования выступает от имени институтов общественно-профессиональной или общественной экспертизы, то его роль можно охарактеризовать как «формирующий оценщик». Но в любом случае контроль имеет два серьезных ограничения. Во-первых, те, кого контролируют, стараются приукрасить действительность. Во-вторых, у контроля, по мнению одного из теоретиков менеджмента Питера Друкера, функция схожа с рентгеном. Некоторые болезни он определяет легко (перелом кости), а другие опасные заболевания (лейкемию, СПИД) не определяет вовсе. Как, например, в процедуре формализованного контроля оценить уровень школьного уклада жизни, психологическую атмосферу в коллективе учителей или учеников, баланс между традициями и инновациями?..

– Тогда какие функции должен выполнять менеджер качества образования?
– Он должен уметь создавать измерители, оценивать измерители, разрабатывать процедуру оценки качества образования, ее осуществлять, формулировать четкие и выполнимые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса. Причем именно последнее будет определять степень его профессионализма.
Беседовала Олеся Салунова

  • 1
Первое, что нужно сделать - так это построить общественно-государственную систему оценки УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ... Все проблемы "внизу" порождаются потерей управляемости "наверху"... Эти системные сбои и нужно отслеживать, оценивать и устранять общими усилиями государства, ответственных содержательно профессиональных сообществ и "безответственной" общественности

  • 1
?

Log in

No account? Create an account