Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа должна быть самостоятельной
eurekanext
Огоев_ЖЖ

В чем смысл перевода учредительства школ на региональный уровень и почему директора школ боятся автономии, «iВО» рассказал Алан Огоев, министр образования Республики Северная Осетия – Алания.

– Как вы относитесь к переводу школ в автономию?

– На мой взгляд, смена учредительства с точки зрения перехода от муниципальной собственности в государственную позволит раскрыть самостоятельность образовательного учреждения. Сегодня учредителем образовательного учреждения являются администрации местного самоуправления. Вместе с тем бюджет муниципального образования на сегодняшний день не отражает потребности финансировать школу в том объеме, в котором это необходимо.
Школа должна становиться самостоятельной не только по статусу, то есть переходить в автономное учреждение или как минимум быть бюджетным образовательным учреждением, чтобы иметь возможность самостоятельно развивать как внебюджетную деятельность, так и всевозможные социальные институты. Мы говорим о самостоятельности с точки зрения принятия решения направления развития. Здесь, реализуя государственную политику в области образования, Министерство образования и науки должно регулировать процесс делегирования полномочий директору школы, минуя соглашения с муниципальным учреждением. А пока органы местного самоуправления являются неким тормозом развития самостоятельности в образовательном учреждении.
С одной стороны, есть задачи по развитию и содержанию основных средств образовательного учреждения, то есть здание, коммунальные услуги, ремонт, создание условий для выполнения и удовлетворения требований ФГОС. С другой стороны, мы говорим о реализации этой образовательной политики – учебная литература, учебная программа, учебный план, нелинейное расписание, создание при школе дополнительных видов услуг. Все это ведет к тому, что необходимость в смене центра ответственности назрела. У Министерства образования и науки есть обязательства – довести субвенцию до администраций местного самоуправления. А у муниципалитета нет ответственности с точки зрения распределения данной субвенции в том виде, в котором доводится она со стороны республиканского органа. Объясню. Вот мы направили субвенцию, а уже они могут самостоятельно принимать решение о том, как они его направляют и в каком объеме. Чтобы этого не происходило, и это первый вариант развития событий, необходимо без посредников осуществлять финансирование образовательного процесса. Это необходимо для того, чтобы школа принимала решение за эффективное расходование получаемых денежных средств. Второй вариант – когда школа является социокультурным центром. Она проводит не только образовательные услуги, но и услуги, которые относятся к компетенции таких органов, как Министерство труда и социального развития, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство здравоохранения и другие. И тут важно сформировать качественную заявку на реализацию государственных услуг в конкретном образовательном учреждении.

Есть ли положительные примеры школ в Северной Осетии, которые живут автономно и счастливо, получая все деньги по нормативу и сами решают, куда и на что эти деньги распределить?
– В Северной Осетии в основном образовательные учреждения – бюджетные. Только одна школа во Владикавказе является автономной. Это образовательное учреждение, которое реализует все преимущества автономного образовательного учреждения перед бюджетным и тем более перед казенным. Конкретно – предоставляет дополнительные образовательные платные услуги.

– Учителя в этой школе получают большую зарплату, чем их коллеги, например, в бюджетных ОУ?
– Да, уровень заработной платы выше, чем в обычных школах, но не намного.

– Что, по-вашему, дает школам статус автономного учреждения?
– Самостоятельность образовательного учреждения и, в частности, переход на автономию позволяет более широко использовать все финансовые механизмы для увеличения бюджета образовательного учреждения, а именно внебюджетных источников. Это дает возможность перераспределять финансовые ресурсы на увеличение фонда заработной платы.

– Тогда почему некоторые боятся переходить в автономку?
– В первую очередь из-за качества управленческого состава. На сегодняшний момент, те требования, которые предъявляются к директору школы – это не просто требования для управления образовательным учреждением с точки зрения организации образовательного процесса. Директор школы должен обладать компетенциями менеджера. Он должен заниматься составлением плана финансово-хозяйственной деятельности, как это предполагает 83-ФЗ. Он должен грамотно и корректно распределять эту нагрузку между учителями в школе. Он должен правильно распределить поступающие финансовые доходы. В общем, комплекс мероприятий, который, с одной стороны, накладывает дополнительные обязательства на директора, а с другой стороны – это определенная ответственность директора перед своим учредителем. Поэтому, конечно, многие боятся брать эту дополнительную ответственность. Они и дальше хотят получать свое финансирование по статье определенных расходов. А казенное образовательное учреждение – вообще нонсенс. Это говорит о некачественном подходе к управлению образовательного учреждения и, соответственно, о некомпетентных подходах к управлению образовательным учреждением со стороны дирекции школы.

– По вашей инициативе не так давно была создана Ассоциация молодых учителей при Министерстве образования и науки Республики Северная Осетия – Алания. Как возникла эта идея? Чем занимается Ассоциация и какую цель преследует?
– В Ассоциации – молодые и активные учителя, которые используют в своей образовательной практике современные технологии. Мы хотели создать не формальную Ассоциацию, а среду молодых учителей, которые могли бы активно и оперативно давать информацию в Министерство образования о том, на что следует акцентировать внимание в решении их проблем, а также для выявления талантливых учителей до 35 лет.
В Северной Осетии на протяжении трех лет проводится конкурс «Педагогический дебют» для талантливых учителей до 35 лет. Мы их поощряем денежными призами. Главное для нас – выявление качественного потенциала в молодых учителях, чтобы в дальнейшем использовать их как кадровый резерв. Кроме того, такие конкурсы – это мотивация для молодых людей, учащихся в педагогических вузах, чтобы они пришли работать в школу.

– Напоследок вопрос про хиджабы и школьную форму. Сталкивались ли вы с такой проблемой, как в Ставропольском крае? Девочки ходят в школу в хиджабах?
– У нас есть рекомендации о том, чтобы в школах использовалась школьная форма. В Северной Осетии есть представители мусульманской религии. Но никто не ходит в школу в хиджабах. По этому поводу не возникает никаких проблем. У всех есть осознание того, что школа – это учреждение, где прививаются нормы светской этики.
Олеся Салунова

?

Log in

No account? Create an account