Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Надо объединиться
eurekanext
Хараева_ЖЖ
Казалось бы, информальное образование, способствующее овладению жизненными навыками, прежде всего задача семейного воспитания и образования, так как не требует особой квалификации и подготовки, но несомненно эффект будет выше, если организовать это вместе со школой и другими участниками образовательного процесса, другими словами, обеспечить развитие этих навыков в коллективе сверстников и в особых организационных формах.

На сегодняшний день произошло осознание того, что общество через потребление образовательных услуг является в некотором роде оценщиком качества этих услуг. Но прежде чем что-то оценивать, необходимо четко понимать, какие конкретно результаты хотелось бы получить на выходе. Поэтому совершенно естественным кажется предположение, что общественность может и должна участвовать в составлении основной образовательной программы учреждения.
Очевидно, что жесткая привязанность учебного материала к его предметной форме не дает ожидаемых качественных результатов образования, поскольку существующая система оценки результатов не дает основу для прогноза будущего действия и развития детей. Работодатель, просматривая аттестат об образовании с четверками и пятерками по конкретным предметам, не может сделать правильный вывод о способностях выпускника к работе в конкретном отделе. Хорошая подготовка к сдаче ЕГЭ и т.д. не связана с успешностью детей в будущей профессиональной деятельности и вообще в социализации. Значит, упор надо делать на подготовке выпускников к взрослой жизни, к тем условиям и требованиям, которые предъявляет современное общество и экономика.
Для этого необходимо описать новый образовательный результат, который включает в себя некоторые критически важные характеристики, формируемые у детей в процессе обучения уже в школе.
Это могут быть какие-то базовые умения: ребенок должен уметь осмыслить текст, работать с информацией, работать в группах, критически думать, заниматься самообразованием.
Кроме этого, необходимо научить детей решать не конкретные задачи из школьных учебников, а использовать универсальные способы решения сложных, но уже реальных задач применимо к жизненным ситуациям. Важно также, чтобы дети понимали необходимость образования как ценности для себя.
Говоря об успешной социализации детей, становится ясно, что все изучаемое должно быть использовано детьми за пределами школы.
Но вместе с тем нельзя рассматривать школу только как «образовательный институт», готовящий кадры для конкретного предприятия со своим специфическим набором компетентностей.
Предприятия микрорайона можно вполне рассматривать как среду освоения компетентностей, временную площадку для получения опыта и развития способностей детей. Не факт, что ребенок в дальнейшем будет работать именно на этом предприятии. Тем не менее очевидны положительные результаты сотрудничества предприятия со школой: для предприятия это может быть восполнение временного персонала на период летних отпусков, а для школьников – возможность получить опыт и дополнительные карманные деньги. Соответственно должным образом необходимо организовать подготовку и обеспечить условия для организации практической деятельности, где можно реально оценить некоторые результаты образования, поскольку не все сформированные качества личности могут быть оценены каким-то унифицированным способом, они могут быть лишь показаны на практике. Конечно, расширяя свое образовательное пространство, соответствующие структуры должны проявить ответную реакцию. Например, предприятия могут проводить ознакомительные экскурсии с возможностью попробовать и потрогать их продукцию.
Хотелось бы, чтобы реакция муниципалитета тоже была адекватной. В окрестностях школ необходимо создавать благоприятные условия, т. е. развивать инфраструктуру для развития и оздоровления детей и всего населения микрорайона. И школа, наконец, работая с семьей и выстраивая отношения таким образом, чтобы реализуемые педагогом в школе принципы образования и воспитания были приняты и поддержаны за пределами школы, в первую очередь в семье, способствует повышению качества образования.
И тогда, при условии включения всех участников в образовательный процесс – детей, учителей, родителей, – мы придем к созданию единого образовательного и воспитательного пространства.
Надежда Хараева,
член экспертного совета МАОУ
«Начальная школа – детский сад №92 "Медвежонок"»,
зампредседателя Попечительского совета МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №32»

?

Log in

No account? Create an account