Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Среда нашей новой школы
eurekanext
Белолуцкая_ЖЖ
Иногда так бывает в нашей газете, что гвоздем номера становится фоторепортаж.
Сегодня на фотографиях вы видите сцены из жизни современных финских школьников в интерьере. Обратите внимание, что это не рекламный буклет, не проспект о том, «как будет», не иллюстрации к чьим-то обещаниям. Реальные фото двух школ в не очень большом финском городе Оулу.
Признайтесь, с каким чувством вы на них сейчас смотрите? Признались про себя? Ну, вот и хорошо. Озвучивать, как называется это чувство, не будем.
Нормальная родительская реакция при просмотре этих картинок – переехать вместе с ребенком. Как написала мне одна мама московского второклассника: «Настя, а у нас ведь таких школ никогда не будет, да?»
И вот собственно в этом вопросе и лежит основной источник проблематики развития российского образования и соответственно общества в целом. Что мы (профессионалы) этой маме ответим?
Если ответим «нет, таких не будет», то она должна (просто обязана как ответственный родитель) развернуться и уехать при первой же возможности.
Будем мяться и говорить что-то вроде «ну… может, и будет, но неизвестно когда» – она обязана сделать то же самое. Т.к. в современном мире время не ждет совсем. Если за ближайшие лет пять-семь мы железобетонно не освоим способ появления таких школ в массовой (!) практике, то в принципе дальше можем уже и не осваивать. Отставание будет практически непреодолимо.
Единственно возможный ответ профессионалов родителям на такой вопрос: «Да, будут обязательно. Мы сейчас ищем способ. Способ будет найден в ближайшие год-два, затем будет коренная перестройка». Причем перестройка не просто зданий или классов. Я бы сказала намного шире: «Перестройка рабочей культуры образовательного пространства страны».
Проект школы в Ритахарью или Поянкартано представляет собой реализованную связку ключевых компонентов образования сегодня: современные представления о результатах образования, финансово-экономические механизмы, цифровые технологии.
Остается только удивляться, насколько органично удалось все увязать. Даже просто глядя на фотографии, понятно, что:
  1. Не перепутаны причина и следствие. В обществе есть вполне артикулированная потребность в компетентностном образовании. Соответственно учитель такое образование обязан обеспечить, и школа обустраивает такую среду, которая сама задает способ работы в ней. Каждое пространство рассматривается как образовательное (коридоры, кафе, двор) и соответственно обучение происходит всегда и везде без привязки к конкретному времени или месту, но при этом без перегрузок или переутомления. Мечта? Реальность. И лететь до этой реальности меньше двух часов…
  2. На мой незамысловатый вопрос: «А кто оплачивает проекты?» проектировщик всей этой красоты Паси Маттила (см. подробное интервью в номере) не задумываясь отвечает: «Обычно деньги идут с уровня школы». Каково?! Значит, нашли способ финансировать школы напрямую, прозрачно и в достаточном объеме? А кто, говорю, принимает все решения относительно особенностей проекта, закупок, выбора материалов, определяет конкретные потребности? Ответ: директор и педагоги. А кто же еще? Профессиональный лидер делегирует полномочия команде. В этом свобода и в этом ответственность.
  3. Цифровые технологии являются «кровеносной системой» образовательного процесса. Идеология такова: как устроено современное взрослое рабочее место, так же и должно быть устроено образовательное пространство ребенка. Ну не ищем мы больше решений конкретных практических проблем в бумажных книгах! Идем в сеть – ищем или соответствующий тематический ресурс, или спрашиваем мнения коллег в социальных сетях! Так и ребенок, значит, должен поступать в процессе обучения. Что не отменяет, конечно, суперсовременных библиотек, необходимых для серьезных исследований или проектной деятельности.

Вот так сегодня выглядит НННШ – Не Наша Новая Школа.
А Наша что? Нащупан ли в стране способ появления таких школ? Насколько близко мы уже подошли к становлению таких норм и институтов, которые позволят воплотить мечту детей и родителей в жизнь в каждом регионе РФ?
Вот именно за этим – для того чтобы искать и найти способ, механизмы, модели, которые обеспечат коренное преобразование рабочей культуры образовательного пространства, – мы и соберемся 26-28 октября на «Эврике».
Также попробуем увязать три ключевые линии: новое качество, в т.ч. ход реализации нового ФГОС начальной школы; новые финансово-экономические механизмы, в т.ч. результаты повышения заработной платы учителей и педагогических работников; среда и все, что с ней связано (цифровые оболочки, архитектурные и мебельные решения).
Будет и стратегическое: сообщение заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко на тему «Кризис комплексной модернизации», две панельные дискуссии о новом витке реформы – наших новых целях – с участием сенатора Любови Глебовой и региональных руководителей систем образования, а также пула экспертов. Лекции научного руководителя «Эврики» Александра Адамского о развитии институтов образовательной политики в стране. Состоится конференция Некоммерческого партнерства «Межрегиональная ассоциация администраторов образования».
Иностранные гости из Финляндии и Польши поделятся опытом и наработками – там же проведем переговоры о возможном проекте со стажировками групп российских педагогов.
Операторы электронного мониторинга http://kpmo.ru обсудят проект создания профессиональной Ассоциации.
Из инновационных школ Красноярска и Санкт-Петербурга приедут детские делегации.
Заслуженным деятелям инновационного образования будет вручена награда «Знак качества образования» – профессионально-общественное признание заслуг.
Вместе попробуем новый инструмент организации рабочей культуры образовательного учреждения «Электронный паспорт школы». Участники получат возможность поработать в этой среде на лекциях и группах, чтобы потом перенять этот способ для организации образовательных событий у себя в школе.
Для тех, кто не смог приехать, будет организована трансляция на сайте www.eurekanet.ru.
В общем, встретимся, будем обсуждать. Если в итоге найдем достойный ответ маме второклассника, значит, не зря встречались.
Анастасия Белолуцкая

  • 1

ассоциация надежды

Сначала читала-читала - как-то так беспросветно и безнадежно... А потом вдруг вспомнила про http://www.facebook.com/groups/393063627392096/ - и вроде как, проблеск надежды...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account