Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Электронный паспорт
eurekanext
Селюков!_ЖЖ
В России культура образовательного использования электронных устройств и всевозможных электронных средств пока еще не сформирована. Да, за рамками образования люди пользуются различными устройствами, в школах появились электронные доски, проекторы, сеть интернет, но пока все это напоминает дорогостоящее техническое средство обучения. В то время как и контент, и то, как электронная среда, которая вне школы устроена, имеют потенциально серьезные ресурсы, чтобы стать структурирующим основанием всей образовательной деятельности и фактически содержанием образования. Так считает замдиректора АНО ИПОП «Эврика» Роман Селюков.

– Какие особенности имеет электронная образовательная среда?
– Во-первых, в электронной образовательной среде возможно работать в индивидуальном темпе, на индивидуальном уровне сложности, при этом не обязательно находиться тет-а-тет с учителем. В этом смысле тезис о том, что индивидуализация образования возможна лишь в том случае, когда учитель с глазу на глаз беседует с учеником, легко развенчивается. Потому что само организационное начало электронной среды, возможность оставлять в ней некоторые следы собственной деятельности позволяет ребенку и взрослому действовать в ней по собственному усмотрению в индивидуальном режиме. При этом можно работать достаточно большими группами. Яркий пример – Facebook, электронная социальная сеть, в которой люди – каждый в своем ритме – существуют. Так живет группа «Вести образования» на Facebook: каждый человек разрабатывает целый массив смыслов, но при этом появляется и оставляет комментарии, когда у него есть на это время, место, желание и мотивация, потому что каждый участник группы, помимо нахождения в ней, где-то работает и имеет какую-то личную жизнь. Нужно понимать, что сама образовательная среда еще и структурирует деятельность человека. В частности, никто не станет отрицать, что любой человек, заходя в интернет (пусть даже в некую социальную сеть), вынужден придерживаться некоторых правил, например, как публиковать, что публиковать, как выйти на связь с другим человеком. Саму образовательную электронную среду можно структурировать так, чтобы в ней правила действования были бы такими, чтобы неминуемо деятельность человека, который погружается в эту среду, структурировалась. Структурировалась правильно, не ставя каких-то ограничений на произвольность действия, на индивидуальный маршрут и темп. Сама идея является ведущей в разработке нашего продукта, и мы предполагаем, что прототип такой электронной среды будет представлен в рамках межрегиональной конференции «Авторская школа – “Эврика”», которая состоится в Москве 26–29 октября. А готовый продукт мы уже будем презентовать после нового года.

– Вы говорите «продукт». У него есть название?
– Да, он называется «Электронный паспорт школы», но содержит две составляющие. Первая – это сервисная среда, или всевозможный инструментарий, который позволяет всю организационную деятельность в школе вести в электронном виде, в частности, электронный журнал, электронный дневник – это то, что есть уже у многих. Но, кроме того, паспорт позволяет составлять свою образовательную программу, составлять рабочие программы учителя, проектировать прямо в среде занятия с учащимся – не писать конспекты занятия дома на бумаге, а в электронной среде разрабатывать урок. Возможно, даже с учащимися. Сервисная среда для учителей, для руководства школ структурирует организационную деятельность в школе. В частности, работая в нашей среде, основную образовательную программу грамотно и правильно научатся проектировать все, кто в этой среде будет находиться. Даже если раньше у них были другие представления, что такое образовательная программа – ее структура, механизмы формирования – сама среда подскажет, как это сделать более эффективно. Дальше вопрос самоопределения.
А вторая часть – собственно электронная среда, в которой проводятся занятия. И это одна из самых ценных вещей в электронном паспорте школы, потому что среда создана таким образом, чтобы прежде всего правильно организовать деятельность детей, взрослых или совместную детско-взрослую деятельность, причем не только в урочном, но и во внеурочном пространстве.

– То есть электронная среда постепенно стирает границы между урочным и внеурочным пространством? За счет чего?
– Это происходит за счет того, что темп продвижения, интенсивность продвижения любого человека в электронной среде индивидуальны. Даже место нахождения в самой школе может быть необязательным: можно присутствовать на занятии, находясь за пределами школы, но при этом полноценно погружаться в общий ресурс и организовывать совместную деятельность с помощью электронной среды.

– Сейчас в школах ставят в журнале (в том числе и в электронном) букву Н, если ребенка нет на уроке. Получается, с введением электронного паспорта эта проблема частично снимается? Отсутствуя физически в классе, ученик присутствует виртуально, дистанционно и может наблюдать за учебным процессом и активно включаться в него?
– Общий принцип такой: если я нахожусь на каком-то занятии, сама система регистрирует этот факт (сколько человек онлайн и кто конкретно в системе), дальше уже вопрос визуализации в журнале. Если мы хотим, чтобы в электронном журнале, как и в обычном школьном журнале, были буковки Н, можно, конечно, и их использовать. При этом если ребенок удаленно присутствует на занятии, а физически – где-то с родителями в другом городе (или стране), то может появиться некий аналог буковке Н – «удаленно отсутствует», или буковка, которая будет говорить о том, что ребенок физически отсутствовал в школе. При этом фиксируется активность в среде и можно понимать, чем ребенок был занят в виртуальном пространстве школы.
Необходимо отметить, что достижения ребенка не просто регистрируются в паспорте конкретной школы, а могут быть импортированы и в другие школы, например, при переходе ребенка из школы в школу. Когда такое происходит, ребенку, как правило, приходится с нуля обживать пространство новой школы. А тут, получается, есть реальный шанс прийти в другую школу и продолжить обучение не с нуля.

– А ведь в школах зачастую разные программы? Как быть тогда?
– У нас есть некоторые требования к результатам, которые предъявлены федеральным государственным образовательным стандартом. Если регистрировать те результаты образования, которые получены в соответствии с требованиями стандарта, совершенно не важно, по какой программе ребенок учится в одной и потом в другой школе, ведь результат должен быть получен соответствующий единым требованиям. Если результат был зарегистрирован в одной школе, он совершенно точно конвертируем, чтобы на него можно было бы опереться и в другой школе тоже.

– Есть ли какие-то стажировочные площадки, в которых происходит внедрение новой образовательной электронной среды?
– Сервисная часть продукта (электронная система аккредитации, аттестации, электронные журналы и электронные инструменты для создания рабочих программ и пр.) апробировалась на протяжении прошлого года и в течение года нынешнего. И в этой апробации участвовало порядка 200 общеобразовательных учреждений.
А вот электронная среда, в которой проводятся занятия, еще не апробировалась на школах. 26-29 октября на межрегиональной  конференции «Авторская школа – “Эврика”» мы вместе с учителями, директорами школ и управленцами муниципального и регионального уровня будем работать в такой электронной среде. Это будет первая массовая попытка апробации. В школах же включение в образовательный процесс будет в следующем году – с февраля, может быть, с марта. И тогда мы будем видеть, как это работает.

– Есть ли какие-то международные аналоги?
– Из такого международного аналога выросла социальная сеть Facebook, которая изначально создавалась как университетская образовательная среда. Это была не столько социальная, сколько именно образовательная сеть. Честно надо сказать, что любая социальная сеть может быть образовательной, все зависит от того, каким образом она структурирована и какую акцентуацию имеет. Поэтому западные аналоги, конечно, есть, но они достаточно широкие, если брать опыт Кембриджа и т.д. Если брать более узкий вариант, то в Великобритании есть netschool – сетевые школы. А есть школы-трансформеры, которые построили в муниципалитетах с социальной напряженностью и которые становятся своего рода гетто для социально не очень успешных людей. И задача этих школ-трансформеров была сделать подвижную среду, и как минимум на 50% эта подвижность обеспечивается как раз электронной средой, с тем, чтобы расшорить умы граждан Великобритании – вывести из пространства муниципалитетов в более открытые среды, для того чтобы формировать способы деятельности более открытыми.
Наша система не является повторением ни одного из аналогов. Аналоги западные являются аналогами только в том смысле, что электронная среда там тоже воспринимается образовательной. Наш ход на электронные протоколы занятий – уникальный и в России, и в мире.

– «Электронный паспорт школы» будет продаваться? Его смогут купить школы?
– Да, и школы могут купить, и для школы могут купить.

– Какая основная причина необходимости приобретения «Электронного паспорта»?
– Сам электронный продукт выполнен с расчетом не только на сегодняшний и вчерашний день, но и на будущее. Основные наши конкуренты, которые делают продукты для школы, ориентированы на нормативную базу, которая фиксирует сегодняшнее состояние образования. Но для того чтобы перейти к завтрашнему состоянию, придется серьезно переделывать эти продукты, что затрудняет их приобретение. Наша система настолько гибкая, что она легко настраивается на новые нормативно закрепленные правила в системе образования. И сама фактически подталкивает внутри школы, внутри муниципалитета, внутри региона делать апгрейд таких правил, потому что показывает, как можно гораздо эффективнее организовать образовательный процесс в школе.

– Будет ли проблемой то, что некоторые школы не имеют доступа в интернет? Как они смогут воспользоваться «Электронным паспортом»?
– Есть версия для такой замкнутой среды – интранет-сети, когда на локальном сервере размещается сама программа, делаются точки доступа wi-fi, и дальше дети и взрослые работают так же, как в интернете, но за пределы локального сервера не выходят. То есть возможны внутренние связи, возможно проведение занятий, но ограничением является отсутствие дополнительных материалов, которые могли быть взяты из интернета или в которые можно погружаться прямо в сети.
Как раз на «Эврике» у нас будет интранет-связь между всеми участниками электронной среды, которая не будет пока иметь внешней связи с интернетом. Это мера вынужденная. В том числе и для того, чтобы обеспечить конфиденциальность этой разработки.

– Сегодня учителя медленно, но верно проникают в электронное пространство, взаимодействуют с ним, используют интернет для подготовки к урокам и для связи с родителями, ведут шаблонные сайты своих классов. Внедрение «Электронного паспорта» требует обучения педагогов?
– Задача обучить – это отдельная задача. И, на мой взгляд, самая сложная. Но не нужно думать, что это невозможно сделать. Понятно, что учителей обучать придется. Но все зависит от того, желает ли сама школа существовать в формате вчерашнего дня или переходить в формат дня завтрашнего, который интересен детям. Это вопрос мотивации. В программе нет инструментов, которые были бы сложнее, чем работа с Internet Explorer, там нет инструментов, которые сложнее, чем электронная почта, или которые были бы сложнее простейшего текстового редактора. Я имею в виду – сложнее для пользователя, сами продукты технологически сложные. Но для пользователя эти инструменты имеют максимально дружелюбный интерфейс.
Самая большая сложность – слишком узкие представления учителей о том, каким образом сетевые технологии могут быть использованы на уроках (учитывая то, что учителя очень сильно замкнуты на уроках и не выходят за их пределы, воспринимая сетевые технологии не иначе, как техническое средство обучения). Слишком большие возможности им будут предоставлены, и их придется обживать постепенно, начиная с уроков и переходя на более широкие образовательные пространства, на многомерность, на возможность в этом пространстве детям получать образование и в малых группах, и в разновозрастных, и не только на уроках.

Беседовала Олеся Салунова

?

Log in

No account? Create an account