Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Учить по-новому
eurekanext
Семенов1_ЖЖ
О «Педагогических требованиях к техносфере школы при реализации Федерального государственного образовательного стандарта»
Современная общемировая тенденция развития образования, ряд ключевых элементов которой были заложены российской школой культурно-исторической психологии, нашла выражение в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Одним из компонентов стандарта являются Требования к условиям образовательного процесса (реализации основной образовательной программы образовательного учреждения). Требования эти сформулированы в ФГОС в деятельностной форме, то есть описывают деятельность учителя и учащегося. При этом кратко охарактеризованы информационные и материальные ресурсы этой деятельности, складывающиеся в техносферу общего образования. При выполнении этих требований школа и ее учредитель сталкиваются с естественной проблемой выработки детальных описаний элементов техносферы. Более того, рассматривая предложения на рынке учебного оборудования, руководители системы образования сталкиваются с необходимостью сопоставить предложения различных организаций с упомянутыми требованиями. Естественно, что жанр и объем ФГОС не позволил включить в них детальные описания, в работу по созданию таких описаний включились специалисты ФИРО, РАО, РАН, МИОО и других организаций, существенную роль в обсуждении формируемого документа сыграла инновационная сеть «Эврики». Первый вариант получившегося документа «Педагогические требования к техносфере школы при реализации Федерального государственного образовательного стандарта» был представлен на Байкальском форуме 2012 года, где вызвал живое обсуждение, которое было учтено в последующих редакциях.
В «Требованиях» положения ФГОС развернуты с учетом традиции оснащения российских школ учебным оборудованием и будущими направлениями развития. При этом была сделана попытка выполнить очевидные условия: явно охарактеризовать элементы оборудования (уход от «Набора по механике № 1» советского времени), дать максимально широкое функциональное описание элемента оснащения школы, позволяющие рассматривать все предложения производителей, которые действительно обеспечивают требуемые функции. При этом существенно, чтобы различные элементы техносферы школы были согласованы друг с другом и удовлетворяли российским техническим регламентам.
Безусловно, разработанный документ предназначен для широкого обсуждения и корректировки со стороны педагогов-практиков. Наверняка ценные предложения могут поступать и от производителей учебного оборудования. «Эврика» готова эти предложения суммировать.
В дальнейшем тексте коротко очерчены наиболее важные методологические и дидактические предпосылки «Требований».

Информационная деятельность, информационная среда, информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе
Основой образовательного процесса является учебная деятельность учащегося, обеспечивающая достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Сегодня учебная деятельность идет с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и радикальным образом меняется в результате такого применения (как предвидел Л.С. Выготский). Среди средств ИКТ, наряду с общепользовательскими и специфическими учебными инструментами деятельности учащегося и учителя (включающих редакторы гипермедиа-объектов, инструменты информационного поиска и т.д.), выделяются информационные источники, предоставляющие намного большие возможности, чем традиционные бумажные учебники и учебные пособия (даже после их расширения мультимедийными приложениями на компакт-дисках), а также соединение инструментов и источников в учебно-методических комплексах. Такой комплекс может включать, например, лабораторное оборудование и средства оцифровки эксперимента, виртуальную лабораторию, позволяющую учащемуся самостоятельно поставить эксперимент, выявить закономерность и подтвердить ее, комплект уже готовых экспериментов в той же виртуальной лаборатории, видеозаписи природных явлений, где можно наблюдать те же эффекты, что и в эксперименте и их особенности, лекции известных ученых на данную тему, образцы заданий ЕГЭ (ссылки на открытый банк в облаке) и т.д.
Сегодня в образовательном процессе снимаются ограничения по скорости обработки информации, хранимым ее объемам, существенно снижаются ограничения, связанные со скоростью передачи информации, и детальностью визуального представления информации. Есть возможность использовать как светящийся экран, так и экран, работающий в отраженном свете, по качеству восприятия мало отличающийся от бумаги. Мобильность устройств ограничивается только человеческой анатомией и эргономикой. Повсеместный интернет, использование облачных сервисов существенно повышает эффективность образовательного процесса, позволяет реализовать новые модели взаимодействия между учителем и учащимися.
Деятельность учащегося и учителя планируется, фиксируется и в большой степени идет в образовательной (цифровой) информационной среде школы, интерфейсами которой служат сайт школы, электронные: расписание, журнал, дневник, портфолио. Информационная среда включает постоянно используемый учащимися и учителями инструментарий формирования и реализации универсальных учебных действий: коммуникативных, когнитивных, регулятивных.
В информационной среде размещаются учебное планирование и комментарии учителя и администрации по ходу его выполнения и изменения, учебные материалы, в том числе: информационные источники и ссылки на них, выступления, презентации, сообщения учителя, учащемуся предъявляются учебные задания. Существенную роль, например, играют созданные самими учащимися произведения, сочетающие видео и фотообразы с устной и письменной речью. В информационной среде учащиеся выполняют задания, осваивают предметные виды деятельности, формируют универсальные учебные действия и предметные компетентности, соответствующие современному информационному обществу, осуществляется проектное сотрудничество учащихся – в рамках класса, школы, страны и глобально, для заданий, выполняемых вне информационной среды, фиксируется в цифровой форме (например, в форме аудио-видеозаписи) ход и результаты выполнения, фиксируются рецензии на работы учащегося и их оценки учителем, реакции других учащихся, формируется портфолио учащегося.
Автоматизированный анализ результатов выполнения заданий может быть использован учителем для: планирования, совместно с самими учащимися, процесса достижения образовательных результатов отдельным учащимся и группами учащихся, индивидуального формирования состава заданий в зоне ближайшего развития учащегося, оценивания индивидуального прогресса, сопоставления плана с результатами и корректировки плана.
В качестве микроинструментов работы в информационной среде могут быть использованы тренажеры, системы самопроверки и накопления предыдущих результатов, системы создания тестов и их оценок.

Материальная форма образовательного процесса
Трансформация роли учащегося от пассивного восприятия и запоминания информации, предоставляемой учителем и книгой, к активной роли самостоятельного участника этого процесса сопровождается не только активным поведением в информационной среде, но и материальной активностью. Возрастает важность компонентов образовательного процесса, в которых учащийся преобразует материальные объекты (центральные разделы предметов Технология и Искусство, дополнительное образование), собственный организм (Физическая культура, дополнительное образование), ведет экспериментальное исследование (Естественные науки).

Конструкторы, манипулятивы, графические объекты и виртуальные лаборатории в материализованной форме образовательного процесса
Материализованная форма образовательного процесса в современной школе представлена действиями с моделями изучаемых объектов: материальными, в частности, собираемыми из деталей конструкторов, графическими (в бумажном варианте) и виртуальными, строящимися самим учащимся или учителем в виртуальных лабораториях и конструкторах на экране. Важную роль в образовательном процессе современной школы играют также материальные объекты, работа с которыми оказывается одним из этапов в формировании внутренних моделей (Ж. Пиаже, П.Я. Гальперин) – материализацией. Традиционный российский термин «наглядные пособия» неточно отражает существо дела и часто заменяется термином «манипулятивы», пока не прижившимся в русском языке.

Техносфера общего образования – среда, интегрирующая информационные и материальные компоненты образовательного процесса
Информационные и материальные компоненты образовательного процесса тесно интегрированы. Информационная среда поддерживает необходимые переходы от материального уровня к материализованному. Та же информационная среда позволяет осуществить мониторинг использования материальных компонентов образовательной среды.
Все указанные компоненты интегрируются в единую техносферу современной школы.

Информационная среда образовательного процесса
Принципиально новый характер образовательного процесса в современной школе, зафиксированный в ФГОС, во многом определяется тем, что он идет в цифровой (электронной) образовательной информационной среде.
Алексей Семенов,
ректор Московского института открытого образования
P.S. Алексей Семенов будет участвовать в панельной дискуссии «Институциональная модернизация образования», которая состоится в рамках межрегиональной конференции "Авторская школа - "Эврика" 28 октября в 14.00.В Московском институте открытого образования пройдут выборы ректора.
Подробная информация может быть получена по адресам:
125067, г. Москва, Авиационный пер., д. 6 и
www.mioo.edu.ru

?

Log in

No account? Create an account