Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Проектируй свою среду!
eurekanext
миркес3_ЖЖ

Современная школа мало отличается от школы конца советских времен с точки зрения техники, как это ни странно звучит. Появившиеся компьютеры действительно позволяют облегчить выполнение некоторых функций, но в принципе их не меняют: гораздо удобнее печатать отчеты и карточки на компьютере, удобно выводить на интерактивную доску презентацию, которая раньше размещалась бы на плакате. Но и карточки, и отчеты, и плакаты в принципе остаются без изменений.
Новый термин «Электронная среда школы» – это попытка принципиально перестроить работу школы на основе современных технологий. Принципиально изменить! Не «чуть быстрее и удобнее», а по принципу иначе! Гораздо эффективнее! Так, что раньше этого вообще никак нельзя было сделать в школе, а теперь, наконец, можно!
Готовой целостной электронной среды нет пока ни в одной школе, однако элементы и задумки постепенно возникают в педагогическом сообществе. Приведем примеры некоторых из них.

Управление школой:
  • Электронные журналы позволяют мгновенно получать любую аналитику, любой срез. Самое главное – без участия педагога! Педагог учит детей и заносит оценки в электронный журнал прямо во время занятия или сразу по мере проверки контрольной работы. И не делает никаких отчетов по заказу директора или управляющих органов, поскольку отчеты могут быть сгенерированы нажатием пары кнопок. Правда, для этого необходимо убрать бумажное дублирование, иначе нагрузка на педагога только увеличивается.
  • Там же, в электронной среде, происходит учет внеучебных достижений учащихся, формируются электронные портфолио.
Конечно, для того чтобы совокупность данных из большой информационной мусорки превратилась в удобный инструмент, необходимо разработать систему учета различных достижений учащихся. Это непросто.
  • Как только образовательное пространство школы усложняется (см. ниже), в нем появляется огромное разнообразие событий и форматов, то ни одно расписание не справится с задачей информирования школьников, родителей и педагогов! Только электронное расписание/календарь способно не только удержать все разнообразие, но и сообщить, напомнить, предложить обменяться впечатлениями и т.д.
Создание сообщества школы:
  • Мы понимаем, что создание крепкого сообщества вокруг школы позволяет ей привлечь ресурсы и решать более сложные задачи, ставить и достигать более высокие планки. Но родители все-таки иногда работают, и они не смогут часто приходить в школу. Сетевое сообщество позволяет иметь с родителями прямую и быструю обратную связь.
  • Реальная социальная сеть школы позволяет быстро выявлять проблемы и ожидания, проводить публичные обсуждения и голосования, формировать общественное мнение и т.д.
Большая часть читателей в этом месте текста скажет: «Ага, как же, мы пробуем затащить родителей на сайт школы, но это не реально, а вы предлагаете сделать так, чтобы они тусовались в школьном Вконтакте?!». Да, конечно, просто создав в интернете площадки и пригласив родителей, эту задачу не решить. Необходимо еще принести на эти площадки жизнь. На них должно происходить нечто важное, такое, что только там и происходит. Например, открытое обсуждение дизайна школьной рекреации, конкурс проектов школьников, обсуждение способов конвертации успехов ребят в спортивных секциях в оценки по физкультуре и т.д.
И самое интересное, конечно, – это основной процесс школы, образовательный.
1. Во-первых, сегодня в интернете выложено огромное количество бесплатных или недорогих обучающих ресурсов.
  • Просто уроки от фанатов по фотошопу, коррелу или иному софту. Да, на них не стоит гриф «рекомендовано министерством», но они живые, сделанные людьми, преданными своему делу, они по-настоящему технологичны, они сняты на видео, содержат уроки-презентации и т.д.
  • Обучающие программы от разработчиков софта.
  • Хорошо снятые профессиональные фильмы на темы школьной программы (Как это сделано, История создания вещей, История открытий, Наука и будущее…).
  • Просто хорошие фильмы.
Педагог не может снять такие фильмы, разработать такие уроки. Не потому, что он неумелый, у него просто не хватит времени.
Но здесь мы натыкаемся на множество подводных камней: как увеличить скорость интернета? Как обезопасить ребят от неожиданно вываливающейся рекламы и порно? Как отобрать «хорошие» уроки и материалы?..
Каково же решение? Закрыть школу еще лет на 10 от современных технологий (этакий железный электронный занавес, аналог времен холодной войны) или прорваться и научиться жить и учиться в открытом мире?
2. Нам досталась очень большая Родина, и путешествие к соседям требует большого времени и денег. А у соседей иногда проходят интереснейшие мероприятия, в которых обязательно нужно поучаствовать! Это можно сделать с помощью сетевых событий. Причем можно включить их в образовательную программу школы или какого-либо курса как один из множества форматов.
За счет включения в сетевые события образовательные возможности школы размыкаются до уровня России и даже мира!
Тренировать иностранный язык дешевле и эффективнее в формате интернет-конференции с носителями языка! А в качестве темы можно выбрать физическую проблему – вот тебе и тренинг иностранного языка, и обсуждение физического материала! Причем энергетика от такого формата значительно выше, чем от простого урока! Уверяю вас, дети будут к нему готовиться гораздо лучше, чем выполнять домашнее задание к уроку физики/иностранного языка!
Есть школы-лидеры в каком-либо направлении, но к ним не наездишься. Но можно использовать их ресурсы для детей и педагогов своей школы.
Для школ малых городов электронная среда и сетевые события становятся чуть ли не единственной возможностью давать качественное образование, обеспечивать встречи школьников с профессионалами высокого класса, соревноваться с сильнейшими школьниками России (а не только с десятком учащихся своего класса).
3. В интернете есть сообщества профессионалов, которые позитивно относятся к первым пробам дилетантов, они готовы экспертировать работы ребят, допустить молодежь до обсуждений на форумах, тем самым давая возможность получения опыта профессиональной коммуникации. А это гораздо более значимо в профессиональном самоопределении ребят, чем рассказ о современных профессиях.
Электронная среда – это упорядоченная структура новых возможностей школы. Это современная школа!
На конференции «Авторская школа – «Эврика» я буду проводить на семинар для школьников - «Электронная среда школы глазами школьников». Мы попробуем вместе с ними спроектировать такую интернет-школу, в которой им захотелось бы учиться!
Сначала мы выясним, кто из ребят где в интернете и чему именно учится. Потом познакомимся с мировыми аналогами – где еще можно полезно проводить время в интернете? может быть, то, что нам нравится, уже создано? Попробуем  себя в электронной среде по-разному - обучение, общение, досуг, творчество, экстремальная интеллектуальная нагрузка и пр. Мы порешаем задачи вместе с теми, кто за тысячи километров!
Из всего этого и нашей фантазии мы спроектируем электронную среду школы и сделаем доклад участникам конференции «ВОТ В ТАКОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ МЫ ХОТЕЛИ БЫ УЧИТЬСЯ»!
Говорят, что молодежь лучше разбираются в интернете и прочих IT-штуковинах. Так может быть, они и спроектируют электронную среду???
Мария Миркес,
директор Школы антропоники

?

Log in

No account? Create an account