Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Перемены в школе должны начинаться с директора
eurekanext
Марек_ЖЖ
Марек Борковски, директор гимназии имени Хелминских Епископов (г. Любава, Республика Польша), приедет на «Авторскую школу – “Эврика”», чтобы поделиться опытом и рассказать про комплексную оценку достижений учащихся. Но мы решили поговорить с ним немного о другом.

Obraz 001

– Кто контролирует деятельность польских школ?
– Куратор контролирует образование, мэр – финансы, родители – воспитание. Даже ученик в какой-то степени тоже контролирует образование.

– Какова роль директора школы в управлении школой?
– От директора школы многое зависит, потому что он решает или должен решать разного рода вопросы.
Прежде всего у директора должен быть план, миссия, в каком направлении двигаться школе.
Необходимо навести порядок и определить, что самое важное сейчас и что самое важное будет в будущем, потому что все сразу не сделаешь. Каждая школа имеет свой характер, стиль, отличается от других – хотя бы потому, что в них работают разные учителя. И надо четко понимать, что можно вообще изменить. Часто директора говорят, что им не хватает денег в школе. Но когда я их спрашиваю, на что им нужны деньги, они не знают, как ответить на этот вопрос. Директор должен сам решать проблемы с деньгами: если их не хватает школе, он должен их найти – обратиться к спонсорам, в различные фонды, организации. Перемены в школе должны начинаться с директора, и он сам прежде всего должен понимать, что будет меняться, не бояться менять, но надо быть готовым к тому, что не все решения будут на сто процентов верные. Но лучше менять что-то самому, чем ждать, когда все изменится само, благодаря чему-то или кому-то.
Что касается проблем, то до них не надо доводить, их надо предупреждать. Директор, который чувствует, когда это надо сделать, – самый настоящий менеджер. Но иногда случается так, что именно проблемы сопутствуют переменам…

Obraz 004

– В России директором школы быть непросто. В последнее время директоров преследуют, на них свалилось немыслимое количество проверок, приходится быть постоянно начеку. Как в Польше с этим? Директора живут спокойно?
– Жизнь директора всегда была неспокойной. У нас говорят: если школа хорошая, то это заслуга учителей, а если школа плохая, то виноват директор. Нас тоже контролируют. Раньше неприятностей можно было ждать от регионального куратора, теперь он только может сказать, что ему не нравится. Уволить директора школы может только мэр города или деревни, но при условии, что у него есть доказательства, что директор нарушил какие-то правила. Уволить без причины не имеют права. Если же все-таки такое произошло, директор может обратиться в суд, который будет пересматривать всю процедуру увольнения, и при положительном решении директор сможет вернуться в свое кресло.
А вообще решение о том, что директором определенной школы должен стать конкретный человек, не спускается сверху. В Польше директором школы можно стать только после конкурса, выборов. Причем в комиссии сидят три человека из администрации, два куратора из управления образования региона, один учитель из школы, один родитель и один представитель организации, которая охраняет учителей.

–Наверное, что-то вроде существующего у нас профсоюза… С какими проблемами польские директора школ сталкиваются чаще всего?
–Такой вопрос лично для меня не стоит, потому что я пришел в школу разрешать проблемы – я с самого начала знал, куда пойду работать и с кем я буду работать. Для меня работа не проблема. Часто проблемы в самих учителях, потому что тяжело бывает изменить мнение человека. Но мне это удалось. Мои учителя, например, уже усвоили, что ученик и его родители – самые важные люди в моей школе. Мы все делаем для того, чтобы дать своим ученикам качественное образование.
У меня нет знакомых директоров, потому что мы часто ссоримся. Они считают, что в школе самый важный человек – это учитель, но мне кажется, что так быть не должно. Если учитель для своих учеников будет делать все, тогда ученики и родители будут его уважать.

–Современный польский директор школы – больше менеджер или педагог?
–Несмотря на то, что одно не мешает другому, современный директор школы больше все-таки менеджер, а чуть меньше педагог. Меньше указов и больше демократии в управлении – вот в чем залог успеха. Директор должен брать на работу к себе тех педагогов, которые будут следовать одной цели.
Кроме того, я считаю, что оценивать директора нужно не по тому, что он хочет сделать, а по тому, что уже сделал. Самый важный показатель – мнение родителей.

Obraz 013

– По каким критериям оценивает директор школы работу учителя?
– Работа учителя оценивается по разным критериям. Первый – это результаты экзаменов, которые сдают дети, оканчивая школу. Мы сравниваем результаты наших учителей с результатами учителей других школ в районе, в области, в стране.
Второй – работает ли учитель с компьютером, с электронной доской, учебной платформой.
Третий – есть ли какие-то результаты (победы) в конкурсах.
Важно так же, как учитель умеет поднять уровень образования учеников, и тут уже не столько важен положительный результат учеников на экзаменах, важнее, чтобы не убить в человеке желание учиться вообще.
Кроме того, мы учитываем, приходит ли учитель на работу вовремя, без опозданий, и насколько продуктивно использует он свое время на уроках.
Еще один момент, который влияет, – это проектная деятельность учителя (важен он потому, что объединяет учителей).

– Существует ли в школах бумажная отчетность или вы перешли на электронную?
– Перешли на электронную. Это удобно, электронная отчетность экономит время. Но к вхождению в электронную среду учителя надо готовить и постоянно поддерживать. У меня все учителя владеют компьютером, интернетом, электронными досками.
В школе, в каждом классе есть проводной интернет и wi-fi, проектор. Электронные доски – в кабинетах физики, химии, географии, математики, иностранных языков. В библиотеке тоже есть компьютеры. У 99% учеников дома есть интернет, у кого нет – работают вместе со своими одноклассниками.

Obraz 023

– А электронные журналы, где педагоги выставляют оценки, у вас есть?
– Да, есть электронные журналы. Мы сначала работали в одной программе, а теперь фирма «Вулкан» специально для нашей школы разработала особую электронную систему, потому что у нас своя система оценок от 0 до 100 баллов. Об этом я подробно расскажу на конференции в Москве, которая состоится 26–29 октября.

– Какая зарплата у директоров школ?
– Могу сказать за себя. Я зарабатываю 6–7 тыс. польских злотых (58–68 тыс. рублей. – Прим. ред.), но это «черная» зарплата, без налогов. На руки получается около 5 тыс. злотых (48 тыс. рублей), зарплату устанавливает мэр, он может сделать, как хочет. Зарплата рядового учителя складывается из квалификации, выслуги лет, сверхурочных – получается около 2,7 тыс. злотых (26 460 рублей). Такая была у меня зарплата, когда я был учителем.

Obraz 030

– Сейчас в России идут бурные дискуссии по поводу предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Есть ли в польских школах что-то подобное?
– У нас есть предмет, который называется «Религия». Урок посещают только те ученики, которые хотят и родители которых написали заявление о том, что они не против, если их ребенок будет посещать предмет.
Олеся Салунова
P/S. Мастер-класс Мареа Борковски состоится в рамках межрегиональной конференции "Авторская школа - "Эврика" 27 и 28 октября в 9.00.

?

Log in

No account? Create an account