Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Наша новая советская школа
eurekanext
Соколовский_ЖЖ
Словосочетание «новая советская школа» звучит как оксюморон. Тем не менее, такая школа реально существует. Советская – потому что находится в городе Советске Калининградской области. А новая – потому что сдана в эксплуатацию 1 сентября 2012 года. С ее директором Григорием Соколовским встретился заместитель директора АНО ИПОП «Эврика» Роман Селюков.

– Как школа проектировалась? Вы и коллектив каким-то образом принимали участие в том, что в итоге стало внутри школы?
– Очень сложно сказать, как проектировалась. Я пришел, когда школа была уже почти возведена. То есть внести какие-то изменения было уже сложно. Первое, с чем мы столкнулись, – это парты и мебель, затем пищеблок, где была оцинкованная мебель, шкафы и столы. Было много таких вещей, которые были внесены в интерьеры, дизайн и даже архитектуру в процессе, по ходу строительства и отделки, и это благодаря тому, что генеральный подрядчик, который строил школу, пошел нам навстречу.

1

– Это было типовое оборудование или заказанное под конкретное требование этой школы?
– В основном это типовой набор. Но что-то заказывали специально. Например, мы внесли изменения в кабинет химии, и у нас появились цифровые лаборатории, которых не было в проекте.

– А что из себя представляло старое здание школы?
– Старое здание – это немецкое здание довоенной постройки, в котором была немецкая школа юнгов.

– То есть это не приспособленное помещение? Это изначально школа была?
– Да, школа для немцев. Но за лето мы силами фонда качества, за счет спонсорских средств, за счет средств местного бюджета привели более-менее здание в порядок: сделали ремонт, в основном косметический, а также ремонт туалетов и спортивного зала. И полностью оснастили всем тем, что необходимо для начальных классов. В этом здании у нас есть, например, мастерская робототехники. Кроме предметных кабинетов, там еще и 18 классных кабинетов, конференц-зал для начальных классов, сенсорная комната открытого доступа, куда могут прийти дети на перемене, два кабинета информатики, естественно-научная лаборатория. Мы это здание насытили полностью. Там нет пустого пространства. Все для чего-то предназначено. В каждом пространстве будет проходить и учебная, и внеучебная деятельность.

2

– Для внеурочной деятельности какие-то пространства там тоже организованы?
– И для внеурочной деятельности, и для обустройства личного пространства для каждого ребенка. Мы постарались сделать всё возможное. Когда были родительские собрания в школе еще до реконструкции старого здания школы, я попытался быть у всех родителей, на каждом собрании, чтобы убедить их в том, что старое здание школы может заиграть по-новому. А 1 сентября они сами удивились тому, что было и что есть сейчас. Смотрели на меня удивленными глазами и говорили: «Как красиво, как хорошо, как удобно!» Например, если раньше дети раздевались в классах, то сейчас у нас появился отдельный гардероб. И все четвероклассники – пока маленьким мы решили не делать – имеют свои шкафчики. Ребенок меньше таскает домой: ту же спортивную форму, ту же сменную одежду, те же папки для технологии можно оставить в школе.

– То есть личное пространство в школе тоже есть?
– Да. Плюс мебель в стенках. У каждого в классе тоже есть личное пространство. Есть разные зоны и в коридоре, и на лестничной площадке, и на улице. Вдобавок ко всему мы поставили беседку за счет собственных средств школы. Затем мы выиграли грант по благоустройству. 80 тыс. рублей. Это средства из местного бюджета, небольшие деньги, но на них мы сделали совместно с ГИБДД площадку для проведения изучения правил дорожного движения. У нас есть мягкие модули и пожарные машины.

3

– Вы как директор школы занимались переустройством старого здания и обустройством нового. Вы считаете, что реально в старом здании создать новую среду, которая обеспечит реализацию ФГОС?
– Я думаю, что да. Но надо понимать, что это, во-первых, очень тяжело. Честно скажу, что все сделано было благодаря тому, что есть помощники – заместители, учителя, даже просто рабочие… Ведь все новое оборудование нужно было сюда перевезти, установить. А оборудование для основной и для старшей школы нужно было завезти и установить в новое здание – тот же кабинет физики, химии. Казалось, что конца и края не будет. Но мы это сделали. И я думаю, что теперь это надо и дальше модернизировать и улучшать. Идти в ногу со временем.

– То есть старое здание можно использовать и что-то с ним сделать, чтобы создать образовательную среду?
– Думаю, что да. Конечно, она еще нуждается в ремонте и нужно вложить какие-то средства. Но это сделать реально. И то, что у нас начальная школа отдельно, в обособленном здании – это тоже плюс. Родители сейчас довольны, потому что рядом с малышами нет старших, которые подают плохой пример, например, курят. Дальше будем работать с качеством образования.

4

– На ваш взгляд, важна среда для ФГОС начальной школы или все-таки переоценивают этот фактор?
– Я думаю, что это важно. Среда всегда определяет, в каких условиях, как, что. Это меняет и педагогов, и детей. Отношение у детей другое, они стараются, с одной стороны, больше реализоваться, а с другой стороны – стараются беречь все, что вокруг них обустроено.

– Новая школа изначально проектировалась под некоторые требования коллектива? Как это происходило?
– Увы, не в полной мере. Поэтому сейчас идет процесс обживания. Конечно, мы оснастили ее всем необходимым: кабинеты, туалеты, столовая, спортивный зал. Но понятно, что за короткий промежуток нельзя обжить: где-то в первый день в гардеробе что-то не пошло, очередь в столовой образовалась. Поэтому мы смотрим, ориентируемся.

5

– То есть в таком случае, наверное, новая форма будет влиять на содержание. Ведь это ультрасовременная школа с новыми возможностями. В вашем представлении, какой будет новая советская школа? Есть ли какие-то целевые ориентиры, что-то должно поменяться в укладе школы, которая была до нового здания, в коллективе? Что должно произойти, например, через год – это ближайшая задача, и, возможно, через пять, через семь лет?
– Понятно, что уклад поменяется весь, потому что мы сейчас думаем, как нам все обустроить, сохранив традиции, которые были у лицея, и сделать, чтобы детям было комфортно. Что на перспективу? Я думаю, что эта школа будет научного направления. Химия, физика, биология, информатика, математика будут у нас самыми сильными предметами.

– Созданная новая среда соответствует требованиям ФГОС?
– Думаю, что да.

6

– И в таком случае, новая советская школа будет давать качественно другой результат, и это будут совсем другие выпускники?
– Я уверен в этом.

– Что такого они получат по сравнению с тем, что не смогут получить ребята, которые пока не учатся в такой школе?
– Они получат более качественное образование. И для этого у нас есть всё – кадры, среда, условия.

– А сколько сейчас детей в школе?
– Сейчас 994 ученика. Фактически мы начали прием с 8 августа, но дети шли и в сентябре, было время, когда мы каждый день принимали.
 
– А сколько вы по максимуму можете взять?
– В двух зданиях – 1450. Сейчас у нас уже пять 5-х классов, четыре 6-х класса. Мы набрали три полных 10-х класса.

– А все это советские дети или приезжают еще?
– Это дети города Советска и близлежащих поселков и муниципалитетов.

– Подвоз централизованный или они по своей инициативе приезжают?
– По своей инициативе. В городе есть муниципальная программа, благодаря которой все учащиеся школ обеспечены пятидесятипроцентной скидкой, а дети из многодетных и малообеспеченных семей вообще ездят бесплатно. Но это только внутри города.

– Коллектив педагогов в основном новый?
– Когда строилось здание школы, поднимался вопрос, каким образом его использовать. Было много разных идей. Но смысл был в том, что изначально это реорганизация лицея № 10 путем присоединения к нему школы № 6. Поэтому основной костяк педагогического коллектива – 65% – это учителя 10-го лицея. Плюс учителя 6-й школы и, конечно, новые учителя.

– Несмотря на то, что коллектив сложился, наверняка будет требоваться кадровое пополнение. Какой должен быть учитель в вашей школе, чтобы вы приняли его на работу?
– Мне важно, чтобы учитель владел современными компетенциями. Если нужно повышение квалификации, то я всегда «за».

– Как обстоит дело с зарплатами?
– В принципе зарплата сейчас в школах неплохая. Тот, кто владеет всеми технологиями, реально зарабатывает. У нас не предусмотрена оплата за подготовку к урокам. А вот, допустим, за работу с родителями, за проведение родительских собраний, за внеурочку – за все это мы сейчас оплачиваем.

7

– Это у вас урегулировано?
– Да. На внеклассную внеурочную работу у нас есть коэффициент, который регион дает деньги в подушевом нормативе на кружки спортивной направленности. У меня есть учителя, семь-восемь человек, которые получают зарплату больше, чем директор. И это нормально.

– Это происходит за счет большой нагрузки или за счет качества, которое они дают?
– И так, и так бывает. Есть учитель, у которого 30 часов нагрузки, 14 призеров областной олимпиады… Разве это плохо? Хорошо. Конечно, таких педагогов единицы, но это факт. Если кто-то стремится набрать часы, мы это тоже контролируем.

– Вы уже преодолели барьер средней зарплаты в школе по региону?
– У нас больше.

– А по отношению к другим школам насколько это конкурентоспособно – выше, ниже?
– Скажем так, у нас в Советске две школы, которые дают среднюю по региону – это 1-я гимназия и 10-й лицей.

– То есть вы в лидерах?
– Да. Если честно, сейчас в школах зарабатывать можно. Вот приходит молодой специалист. Мы платим ему 50%. Понятно, что у него нет категории, он взял часы – плюс доплата 50%. Мы оплачиваем всю внеурочку. Пусть это немного, но я их настраиваю, что если будет хороший результат, то я еще и из стимулирующей части доплачу.
Григорий Соколовский

?

Log in

No account? Create an account