Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Время научиться плавать
eurekanext
Гулиев2_ЖЖ

Какой должна быть школа будущего или сегодняшнего настоящего? Это школа, которой не должно быть в нашем сегодняшнем понимании, и в то же время она должна быть, с такой организацией образовательного процесса, в которой были бы созданы условия для развития отдельной личности с уникальным потенциалом и индивидуальными запросами. Шаги, предпринимаемые сейчас в образовательной политике нашей страны по модернизации системы, на мой взгляд, носят комплексный характер и абсолютно адекватны требованиям времени.

Из всех решений последнего времени самым серьезным и системным стал переход на нормативно-подушевое финансирование и обязательство государства финансировать конкретного учащегося, а не школу как учреждение. Осуществить принцип индивидуализации возможно, только развивая электронную инфраструктуру. Федеральная власть финансирует минимум, а региональные, муниципальные органы, бизнес, сообщество могут, исходя из своих возможностей, основной образовательной программы школы, индивидуальной образовательной программы учащегося, реальных, конкретных условий приняв и подписав образовательный договор, обеспечить образовательную деятельность учащихся. Одна из проблем современной школы – то, что учителя не хотят это понимать, ждут конкретных рекомендаций и циркуляров, составленных в Москве (ждут не только учителя, но и чиновники от образования, надо же проверять), и никак не могут (и не хотят!) признать провозглашенное мудрым Янушем Корчаком «право ребенка быть тем, что он есть», «высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах». Утверждая, что нужно воспитать в человеке характер и дисциплину, приучить его к порядку и учиться владеть собой, вводить поведение в культурные рамки, педагоги забывают, что тем самым подавляют волю ребенка, озлобляют его, превращают в лицемерного приспособленца, делают равнодушным. Сейчас к нам в школу пришла новый учитель истории, методист РУО, которая подошла ко мне перед началом уроков в понедельник (как ее зацепило!) и стала жаловаться на детей, которые посмели критиковать автора учебника за неверное толкование терминов и предлагать заменить его, доктора исторических наук, определения своими. Когда директор школы заметил ей, что попытки детей рассуждать об этом важнее для него, чем все знания учебника, она заметила, что в такой школе ей делать нечего.
Что должно измениться в школе? Не должно быть господства классно-урочно-предметной системы, которая не соответствует целям, сообразным требованиям среды и времени. Она не обеспечивает мотивацию учебной деятельности. Вне поля внимания школы остается все, что связано с социализацией личности и моделями ее социального поведения, с интересами школьников вне узкопредметного содержания образования, да и само это содержание не всегда можно и нужно передавать в условиях традиционного урока. Поэтому важно составление нелинейного расписания, выделение отдельно аудиторной и неаудиторной занятости детей, появление гибридного образования, когда то, что делает учащийся в первой половине дня, взаимосвязано с деятельностью во второй. Требуется и изменение системы управления образовательной организацией. Учителю нужен удобный ребенок. Послушания и прилежания требуют не только учителя от своих учеников, но и директора от учителей, и чиновники от директоров школ и т.д. Подготовка демократического учителя, лидера, способного к сетевому взаимодействию, работе в команде, умеющего выстраивать партнерские взаимоотношения между участниками образовательного процесса, с властью, с бизнесом, сообществом становится актуальной. Учащиеся в школе, видя общение педагогов между собой, с другими взрослыми, должны получить первые уроки толерантного, поликультурного общения. Поэтому очень важна сейчас децентрализация процесса управления школой и вовлечение большего количества людей в процесс принятия важных для школы и сообщества решений.
Таким образом, инициативы направлены на создание условий для роста и развития человека, его осуществления и самореализации, подготовки его к достижению личного жизненного успеха.
Другая отличительная черта последнего времени – школа становится многофункциональной, не зря в последнее время все большую популярность приобретают школы-центры. Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, развитие технологий по взаимодействию с сообществом позволило ей выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества, и тем самым минимизировать последствия кризиса в местном сообществе.
Сообщество должно помочь формировать у учащихся социально значимые установки, готовить к выполнению общественно необходимых функций, развивать способность и готовность заботиться о процветании социума, в случае необходимости переустраивать и реформировать его. А для этого надо разрешить противоречие между деятельностной природой образования и социальной невостребованностью подавляющего большинства продуктов учебной деятельности, что во многом лишает смысла эту деятельность. Таким образом, она стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, села. Это предполагает появление многоканального финансирования и расширение самостоятельности школы.
В-третьих, функции школы в последнее время начали передаваться надсистеме, что также увеличивает идеальность системы. Развитие всего муниципалитета как образовательной единицы или создание межмуниципальных образовательных округов и передача учредительства с районного на региональный уровень является очень важным показателем модернизации образования. Создание образовательных округов (межрайонных) может обеспечить выявление, анализ и учет потребностей в образовательных услугах всех субъектов образовательной деятельности и конкретизацию целей управления на всех уровнях. Получит дальнейшее развитие сеть самостоятельных образовательных учреждений различных типов и видов, деятельность которых будет ориентирована на потребности населения и реализацию общественно-образовательных инициатив и т. д.
Округа должны способствовать индивидуализации процесса образования, помочь в самоопределении учащихся в современной социокультурной ситуации, увеличат гибкость системы, помогут целостному развитию местного сообщества.
Недавно друзья рассказали мне анекдот, который имеет прямое отношение к нашей с вами деятельности. Как известно, живущие в КБР кабардинцы и балкарцы по-доброму посмеиваются друг над другом. Идет кабардинец по берегу реки и видит, как тонет балкарец и кричит по-русски: «Спасите! Помогите!» На что кабардинец ему советует: чем русский язык учить, лучше бы плавать научился. Мне кажется, сейчас настало время научиться плавать. Нужен водоем с водой!
Ханафи Гулиев

  • 1

вопрос уважаемому автору

Добрый день! Как соотносятся, по-Вашему, децентрализация и передача учредительства с муниципального на региональный уровень? Нет ли здесь противоречия?

Re: вопрос уважаемому автору

Добрый, Мария Валерьевна! Мне кажется противоречие формальное, если будут создаваться округа и межрайонные органы управления. Это может способствовать появлению разных образовательных организаций на одной территории,появится возможность общения и взаимодействия между школами разных районов и т. д.

Re: вопрос уважаемому автору

Что особенно важно, может наладится диалог между гражданами, сообществами. Про административный контроль молчу.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account