Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Семейное образование: как научить учиться
eurekanext
Парфентьев_ЖЖ
В последнее время все больше родителей отказываются от школы, предпочитая  воспитывать детей в семье, дома. Павел Парфентьев – председатель Межрегиональной  общественной организации "За права семьи", который уже не первый год помогает мамам и папам решать правовые и практические вопросы, связанные с домашним обучением, и называет себя "консультант по семейному образованию". Мы тоже решили у него проконсультироваться.

– Действительно ли любой родитель может отказаться от школы и учить ребенка дома?
– У нас многие в России не знают, что можно получать школьный уровень образования, не посещая школы. Между тем, с 1992 года Закон РФ «Об образовании» предусматривает разные формы образования. Закон позволяет обучать детей как в школе, т.е. в образовательном учреждении, так и давать образование школьного уровня вне образовательного учреждения, в семье. Речь идет о таких формах, как: семейное образование, экстернат и очень загадочное нерегламентированное у нас на нормативном уровне самообразование. Ст. 52 Закона «Об образовании» дает, во-первых, родителям право выбирать форму получения образования детьми, и это право ничем не ограничено в Федеральном законодательстве. А во-вторых, п. 4 той же статьи признает за всеми родителями право обеспечить детям образование любого школьного уровня в семье: и начальное, и основное, и так называемое среднее полное общее образование. Это означает, что любой родитель, любая семья могут учить своего ребенка дома, при этом ребенок получает образование в соответствии с рамками, установленными государственным стандартом, а потом, проходя промежуточную и итоговую аттестацию в школах, подтверждает, что получил необходимые знания.

– Какие проблемы ждут тех, кто выберет для себя семейное образование?
– Чиновники и педагоги зачастую плохо представляют себе эту форму и ее специфику. В итоге или родителям вообще не дают осуществить право на выбор этой формы, или создают такие условия, которые сильно затрудняют жизнь.

– Может ли директор отказать родителям и заставить ребенка учиться в школе? Особенно если это не связано со здоровьем… Как вообще реагируют школы на то, что ребенок будет образовываться дома?
– Форма выбирается родителем, так что отказать им никто не вправе. В Москве и семейное образование, и экстернат обязана обеспечить любая школа в соответствии с московскими нормативными актами. В регионах ситуация несколько сложнее. Право на семейное образование и экстернат есть у всех родителей, но конкретная школа может не иметь их в уставе. Тогда необходимо либо идти по пути поиска подходящей школы, в которой есть эти формы, либо по пути требования у своего муниципалитета, который является учредителем школы, чтобы в вашей школе, на вашей территории ваше право получить семейное образование или образование в форме экстерната было обеспечено.

– То есть эти формы образования должны быть обязательно прописаны в уставе? А уставы у всех школ разные? Какие проблемы приносит школе ребенок, обучающийся дома?
– Уставы у разных школ отличаются и, к сожалению, не всегда включают семейное образование или экстернат. Вместе с тем, есть правовая позиция Конституционного суда РФ – каждому ребенку, где бы он ни жил, государство должно обеспечить доступность различных форм получения образования – это, разумеется, включает и семейную форму.
Школы зачастую просто боятся непривычной для себя формы, не знают, как с ней работать – в итоге нервы тратятся с обеих сторон. Например, школа может перестраховаться, требуя от «домашнего» ученика постоянно сдавать со всем классом контрольные. Никакой необходимости в этом нет, более того, такое требование неправомерно – поскольку текущий контроль успеваемости ученика на семейной форме школа осуществлять, вообще говоря, не имеет права. Только промежуточную и итоговую аттестацию, причем к «домашним» ученикам не могут предъявляться иные требования при промежуточной аттестации, чем к ученикам школы.
Если семья для себя выбирает путь семейного образования, конечно, лучше заранее узнать, какие есть возможности взаимодействия со школой при этой форме именно в их регионе, в их муниципальном районе, и, если нужно, предпринять какие-то шаги, чтобы им эту возможность обеспечили, причем предпринять заранее. Если речь идет о больших городах, то нужно найти ту школу, с которой можно найти взаимодействие. Если мы выбираем форму экстерната как таковую, то это не подразумевает, что ребенок ходит на какие-то занятия. Экстернат как таковой дает ребенку только право на бесплатные консультации в школе в течение двух классных часов перед экзаменами. Но и федеральный, и московский закон предусматривает возможность сочетания разных форм образования. Это означает, что ребенок, который учится в школе очно, имеет право отдельные предметы, а их может быть много, осваивать в другой форме. Например, ходить в школу на несколько уроков, а остальные предметы сдавать в форме экстерната. В этом случае существуют специальные нормы, которые предусмотрены для такой ситуации нормативными актами – и федеральными, и региональными. То есть это сочетание разных форм образования, и формально этот ребенок будет числиться не экстерном, а очником в школе, но некоторые предметы он будет сдавать экстерном.
Есть школы, которые взаимодействуют с экстернами с помощью дистанционных технологий – ребенок живет в одном регионе, а промежуточные аттестации проходит дистанционно в школе, находящейся в другом.

– Почему вы на стороне семейного образования?
– Есть целый ряд причин, по которым я поддерживаю развитие этой формы образования – кстати, она является сегодня самой быстро растущей современной формой общего образования в мире.
Во-первых, безусловно, семейное образование создает благоприятную среду для взросления ребенка, для его обучения, свободную от тех опасностей и нравственного плана, а часто и физического, которые сейчас часто имеют место в школе. То есть когда ребенок получает образование в семье, родители знают, чем он интересуется, они больше с ним общаются. С определенной точки зрения это безопаснее, укрепляет семейные связи и позволяет преодолеть один из важных распространенных факторов, который серьезные эксперты оценивают как очень негативный – чрезмерную ориентацию на сверстников, разрушение ориентации на значимых взрослых.
Во-вторых, это дает возможность для получения качественного образования. Многие этого не знают, но это факт: масштабные исследования, которые сравнивают академические достижения детей, учащихся дома, и детей, учащихся в школе, позволяют сделать вывод, что качество образования, получаемое в семье, оказывается в среднем значительно выше качества школьного образования. В США, по данным многих независимых исследований, проводившихся не один год и охватывающих все штаты страны, в среднем по всем штатам уровень академических достижений детей на 35–39% выше, чем уровень школьников по результатам стандартизованных тестов.
Наконец, семейное образование, по данным исследований, дает очень позитивные социальные результаты, ничуть не худшие, чем школьное обучение.

– Какая самая главная проблема семейного образования, по мнению учителей и родителей?
– Есть такие мифы о семейном образовании, что все это плохо влияет на социальное развитие ребенка, что он не умеет общаться и потом у него будут проблемы в коллективе. Это миф, это неправда, потому что статистические данные и проведенные исследования показывают, что это не так. В действительности в школе ребенок проходит такую школу социальных навыков, которые нужны не для жизни в обществе, а для жизни в коллективе сверстников, в искусственно созданном коллективе однолеток. К чему это приводит? Это приводит к тому, что ребенок оказывается подвержен огромному давлению со стороны сверстников, все время ориентируется на сверстников, ухудшая качество отношений с важными для него взрослыми, учителями, родителями. Исследователи считают это одной из основных причин плохой обучаемости современных детей. В естественной ситуации ребенок и любой человек живет в обществе, где люди разных возрастов, разного положения, с разными функциями, и они сосуществуют. Неправильно думать, что при семейном образовании семья замкнута и никуда не выходит, у нее нет никакой социальной жизни. Наоборот, семьи, выбирающие семейное образование, часто ведут очень активную социальную жизнь, более активную, чем многие другие, при этом ребенок взаимодействует не только со своими сверстниками, но и с людьми самых разных возрастов, разных уровней образования. И это дает ему более качественные социальные навыки. По данным одного из американских исследований, в котором сравнивались показатели социального развития детей, учащихся в школе, и детей, обучающихся дома, дети, получающие семейное образование, по разным показателям оказались на 57% более социально зрелыми, более ответственными, чем школьники. Надо учитывать и то, что семейное образование не исключает возможности привлечения педагогов, друзей, которые занимаются конкретными дисциплинами и помогают ребенку с ними. Хотя многие семьи успешно справляются и без внешних педагогов.

– Выбирая семейное образование, родители выбирают роль педагога, и это тоже многих останавливает.
– Представление, что в семейном образовании родитель выполняет роль педагога-предметника, неправильное. Когда ребенок выходит за рамки начальной школы, где, как правило, один учитель, родители выполняют функции не педагога-предметника, а функции педагога-организатора. То есть они занимаются организацией, направлением и необходимым контролем процесса самообразования ученика. А этот процесс самообразования выстраивается как раз в годы начальной школы, то есть задача родителя – научить ребенка учиться, а не научить его предметам. А после он ему просто помогает учиться, контролирует ход процесса обучения. Как более опытный человек, он советует, где искать информацию, как ответить на вопросы, при необходимости может обратиться к специалистам, которые помогут ребенку разрешить тот или иной сложный вопрос, с которым ни ребенок, ни родитель не справляются.
Что мы понимаем под образованием, под целью образования?
Как правило, люди ошибочно считают, что цель образования – это передача ребенку только знаний и навыков. Но само слово «образование» – это обретение образа. То есть образование – это формирование личности человека. Цель образования на самом деле – это создание возможностей сформироваться гармоничным, хорошо информированным, хорошо подготовленным к жизни в обществе, да и просто хорошим человеком. Поэтому, с моей точки зрения, основной целью образования является прежде всего воспитание. Каждый родитель, если он сознательный родитель и думает о своем ребенке, должен научиться воспитывать своего ребенка и помогать ему формироваться. Роль родителя включает в себя функцию педагога-организатора, и с самых ранних лет родители эту функцию выполняют. Если родитель с самого начала занимается развитием своего ребенка и думает о его воспитании, то организация обучения школьного уровня для него не будет особенно проблемной. Если семья начинает этот процесс с нуля уже тогда, когда ребенок учится в школе или только подошел к школьному возрасту, то родителям придется многому научиться. Конечно, это окупается, и те плюсы, которые получаются в результате этого, превосходят любые затраты. Это прежде всего дает возможность научиться общаться с ребенком, это серьезное сплочение и единение семьи, которое достигается в результате этой работы. Да, родителю вместе со своим ребенком предстоит многому научиться, но это совершенно нормально.

– Педвуз окачивать не надо для того, чтобы учить своего ребенка?
– Природа доверила воспитание родителям, а не специалистам. Природа поставила родителя во главе семьи и дала ему задачу – родить ребенка, воспитать его и помочь ему войти во взрослую жизнь. И природа сделала это не случайно, потому что для ребенка абсолютно естественно, чтоб наиболее значимых фигур в его жизни было не множество. Это некий фокус, вокруг которого он живет. Но это не мешает и появлению других авторитетов, которые в процессе обучения могут возникнуть. Это люди, которые помогают ему учиться, например, друзья семьи. Авторитетом для ребенка могут стать великие ученые и деятели прошлого, что тоже неплохой вариант, причем он будет знать их гораздо лучше, чем дети, которые учатся в школе.
Вопрос: зависят ли результаты домашнего образования от уровня подготовки родителей? – это вопрос, которым тоже задавались наши американские коллеги. И результаты проведенных исследований показывают, что уровень педагогической подготовки родителей и уровень вообще образования родителей на академические результаты домашнего образования в среднем не влияют. Более того, отсутствие у родителей педагогического образования увеличивало средний результат на один процент! Во-первых, опыт показывает, что в семье, которая живет активной социальной жизнью, как правило, оказывается кто-то из друзей и знакомых, кто может помочь с конкретным предметом. И не грех этого человека привлечь, чтобы он помог вашему ребенку, а вы поможете его ребенку в чем-то еще, и это совершенно нормально. Образуются такие вот образовательные социальные сети. Во-вторых, родителю приходится учиться вместе с ребенком и понимать какие-то вещи, которые ребенком он не понял. На самом деле все родители, которые этот путь прошли, благодарны за этот путь и считают, что они многое от этого получили. И те вещи, которые когда-то в детстве недооценили, смогли переоценить уже сейчас, во взрослом возрасте. И, кроме того, когда ребенок учится дома, основная задача родителя – привить ему навыки самообразования, самообучения, умения работать с литературой, умения мыслить. То есть те навыки, которые нужны любому образованному человеку и которые родитель сам должен иметь, чтобы быть образованным человеком. Это элементарная логика, это умение читать и понимать прочитанное, это умение искать литературу и находить ответы в этой литературе. И все эти навыки любой образованный человек должен у себя развить, даже если у него нет ребенка. А если у него ребенок есть, то он эти навыки ему передает. И как дальше показывает опыт, уже в 5–6-м классе ребенок по каким-то предметам знает больше, чем его родители, даже начинает с ними вести дискуссии и доказывать, что они не правы в каких-то конкретных вопросах, относящихся к науке.
К репетиторам и платным специалистам приходится прибегать очень редко. Дело в том, что в большинстве случаев, если у ребенка возникает какая-то проблема, то эту проблему можно решить и ликвидировать соответствующий пробел достаточно быстро, за одно-два занятия. Главное – не запускать проблему. И в таком случае имеет смысл обратиться не к репетитору, который целый год будет ходить к вашему ребенку и который будет заинтересован, чтобы ходить к нему как можно дольше, а обратиться к консультанту по семейному образованию, какому-то опытному родителю или другому специалисту именно в этой области, имеющему опыт, который поможет вашему ребенку ликвидировать тот пробел, который у него возник. И самому родителю это поможет сформировать дальнейший процесс обучения. Очень часто, если родители входят в какое-то сообщество, то есть не в одиночку занимаются решением этих проблем, а общаются с другими родителями-семейниками, функцию такого консультанта может выполнить и другой коллега-родитель, который учит детей дома. Такое тоже бывает.

– Как вы считаете, надо ли обходиться без школы?
– Наверное, я не скажу, что надо обходиться без школы. Учиться в школе или дома – это выбор семьи. Но обходиться без школы точно вполне можно, и во многих случаях это дает отличные результаты и помогает воспитать более здоровых и развитых детей.

– Какая самая частая причина отказа от школы?
– Во-первых, я бы не формулировал так вопрос. Выбор домашнего образования – это в первую очередь выбор конкретного современного педагогического подхода, конкретной формы обучения. И мотивирован такой выбор обычно не отказом от школы или плохим отношением к ней. Поэтому правильно задать вопрос иначе – по каким причинам родители выбирают домашнее обучение.
Вариантов очень много. Чаще всего это желание дать ребенку действительно качественное образование без ущерба для его воспитания. Может играть роль и желание сохранить семейные традиции, в частности религиозные. Однако обычно основной мотив – это академические соображения, желание дать действительно качественное образование в благоприятной для личности среде.

– Какой процент родителей за рубежом выбирает для себя семейное образование? И почему выбирает? Не означает ли это, что школа не может дать чего-то?
– Мировой статистики на это счет нет. Однако везде, где домашнее образование предусмотрено законом, его популярность растет. Скажем, в США – от 93 тыс. домашних учеников в начале 1980-х до примерно 2 млн в последние годы, а это около 3% всех детей школьного возраста, цифра солидная.
По мнению экспертов, домашнее образование – самая быстро растущая на сегодня форма общего образования в мире. Это, конечно, не случайно.
В частности, современные подходы к образованию требуют создания индивидуальной образовательной траектории, настройки процесса обучения на конкретного ученика, на конкретную личность. В домашних условиях это осуществляется естественно и непринужденно, а в массовой школе, конечно, всегда затруднено. Кроме того, семейное образование возрождает очень важный аспект межличностных отношений в семье, что реально помогает решению множества социальных проблем – от раннего начала сексуальной жизни до распространенности подростковой преступности. Не случайно семейное образование очень высоко оценивают специалисты в области фамилистики, изучения и защиты семьи. Кстати, и демографическое влияние семейного образования очень позитивно.
Речь не о том, что школа плоха. Мы должны постепенно восстановить правильную ситуацию в сфере образования, когда обучением ребенка ведает, выбирает его формы именно семья. И различные школы – это один из вариантов выбора семьи, но должны существовать и другие. Хорошие школы, семейное обучение – все это должно быть доступно родителям и детям, по выбору семьи.

– Вы согласны с тем, что семейное образование дает больше свободы?
– Да, несомненно, семейное образование дает большую степень свободы в образовательном процессе, причем свободы позитивной. Семья с ребенком может, ориентируясь на его потребности и особенности, выбирать, когда и как стоит учиться, где стоит задержаться и погрузиться глубже в какую-нибудь область знаний, где – отвлечься от «книжного» учебного процесса, чтобы сходить в музей или устроить себе занятия на природе. Более естественно в такой обстановке выстраивается и учебная дисциплина для ребенка – которая, конечно, необходима при любой форме обучения.
 
– А что для вас хорошая школа? Какой она должна быть, чтобы не пришлось искать альтернативу в других формах образования?
– Как и некоторые вопросы до этого, этот вопрос исходит из ошибочной, по-моему, предпосылки. Мы не выбираем домашнее образование как альтернативу школе. Исторически, скорее, все обстоит наоборот – школа возникла как альтернатива домашнему обучению для тех семей, которые не могли или не хотели с ним справляться. Сегодня необходимо создание вариативной образовательной среды, существования различных вариантов образовательных выборов, в центре которых – потребности семьи и конкретного ребенка. Семья должна свободно выбирать из многих вариантов организации обучения, иметь возможность выстроить свое собственное странствие в мире образования.
Если мы хотим видеть такую систему образования, которая заложит основания для успешного и стабильного будущего общества, нам надо вновь открыть место семьи в образовании, увидеть ее в центре сферы обучения детей. Школа, специалисты должны восприниматься не как начальники или независимые от семьи инстанции, руководящие обучением, а как помощники и спутники семьи в деле обучения детей. Решить эту задачу необходимо, если мы хотим, чтобы система образования формировала гармоничных людей, развивала общество, помогала решить демографические проблемы. И, наверное, самое главное качество действительно хорошей школы – помимо заботы о действительно хорошем обучении и воспитании ребенка, это должна быть школа, по-настоящему дружественная к семье, уважающая авторитет родителей.
Но это не значит, что при наличии таких школ для семейного образования места не останется. На самом деле у семьи всегда должен быть выбор, будет она учить ребенка самостоятельно или опираться на помощь школы. Разные семьи – разный выбор.
Олеся Салунова

  • 1
Павел, здравствуйте! Рад видеть Вас в нашей газете! :-)
Да, беда большая как в том, что вокруг домашнего образования много мифов, так и в том, что люди просто не знают о правах и возможностях.:-(

Как тесен мир :)
Да, к сожалению, есть и такая беда. И другая - в целом люди наши очень атомизированы и пассивны, увы. Преодолевать это тяжело.

А вот конкретный юридический вопрос: если ребенок не сдает аттестацию, его (по региональному московскому положению) должны перевести на очное обучение и расторгнуть договор о семейном обучении. Но в закон-то (федеральном, "Об образовании", такого не прописано). Имеет ли школа право принуждать к переводу на очную форму?
Неаттестация ведь может иметь место по разным причинам (психофизиологические, проблемы со здоровьем, психологические проблемы), а не только по безалаберности родителей, которые хотят не напрягаться, а денежки за семейное получать.
И вот можно ли (в случае неаттестации) доказать, что перевод на очное не в интересах ребенка, и не решит его проблем (в классе с 30-ю учениками), если даже при индивидуальном подходе они решаются очень медленно или не решаются? Кажется, федеральной законодательство имеет приоритет перед региональным, так можно ли этот приоритет в этом случае повернуть в свою сторону?

Здесь ситуация вообще поменялась. После вступления в силу нового закона об образовании, старые нормативные документы утратили силу, а новые ещё не созданы. таким образом, сегодня никакой информации о выплатах нет. И будут ли компенсации в будущем - неизвестно. В законе вообще об этом - ни гу-гу.
Вот, что гласит новый закон (статья 58)
10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

11. Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

То есть, здесь всё зависит от договора со школой и отношением с администрацией школы. Но школа может наставить на переводе на другую форму обучения (это тоже есть в законе).
Ещё о семейном образовании можете почитать здесь - достаточно точно написано. Портал school4you.

Да я уже знаю про этот закон. А школа может настаивать на переводе на очное только при несданной академической задолженности.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account