Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Вместо школы
eurekanext
Юрковская_ЖЖ
По поводу образования и развития ребенка я вижу три задачи.
Задача 1. Обойтись без конфликта с государством в лице школы и органов опеки.
По поводу школьных оценок и требований у меня много скептицизма. И только одно пожелание к ребенку (которое озвучиваю и учителю) – 4 (из 10) – прекрасная оценка, позволяющая продолжать учиться индивидуально. Достаточно. Требуемый школой набор фактов для заучивания мы, конечно, освоим – есть очень интересные компьютерные программы типа «Школа Кирилла и Мефодия», где в игровой форме проходят всю школьную программу по всем предметам. Можно смотреть обучающие фильмы ВВС, читать интересную литературу по школьным предметам, написанную живым образным языком. Репетиторов тоже никто не отменял – только нанимать их стоит в 6-м классе и сразу изучать предмет правильно и быстро. В любом случае время, потраченное обычным учеником на школу (порядка 15–20 тыс. часов за 11 лет с учетом дороги и домашних заданий), нами будет сокращено минимум на порядок, скорее в 20–30 раз. Уверена, что воспроизведение материала или решение задач у обучавшегося индивидуально ребенка будет лучше результатов среднего ученика. Американские исследования подтверждают лучшие результаты хоумскулеров – процент учеников, поступивших в престижные университеты, превышает в разы средний процент по стране. А потом выше зарплаты, лучше карьера... Родители могут гордиться своим успехом.    
Задача 2. Пресловутая социализация происходит не только и не столько в школе: кружки по интересам, спортивные секции, дворовые компании, детские лагеря на каникулах, дети моих знакомых – ребенок найдет друзей везде. К тому же в многодетной семье с бесконечными сиблинговыми войнами нехватка социализации попросту нереальна.
Жесткая система и контроль малооплачиваемых неудачниц для социализации вреден. У меня мышление направлено на то, как организовать эту самую социализацию, не нанеся вред ребенку всеми «прелестями» школы. Знаю много людей, которые до сих пор дружат с теми, с кем вместе занимались спортом, а друзей среди одноклассников у них никогда не было. Знаю детей военных, которые по три школы в год меняли вместе с городами – сейчас успешные люди с прекрасными семьями.
Вопрос: по каким критериям я могу решить, что мой ребенок социализирован? Сейчас мне достаточно видеть, что в любой компании детей (даже подростков) моя восьмилетняя дочь влиятельна, ее слушают, с ней хотят дружить, ей комфортно общаться. Она творчески умеет подстраиваться под разные ожидания людей, она интересна, к ней люди тянутся.
Задача 3. Я больше озадачена тем, какие знания и навыки полезно иметь ребенку, без привязки к сложившейся образовательной традиции? Что понадобится для взрослого успеха? Чему стоит учить ребенка?
 
Альтернатива традициям
Для меня очевидно, что посещение ребенком школы является занятием мало того что бессмысленным, но еще и вредным для социализации и успеха во взрослой жизни. Я смотрю на школу с позиции «а зачем?» – конечно, это сильно противоречит позиции «все всегда так делают».
Какую же альтернативу предлагаемой государством программе обучения могут выбрать родители? Чем можно занять детей в освободившееся время? (понятно, что не одновременно... Может, по паре месяцев на каждый курс последовательно)
Какие навыки необходимы городскому современному «человеку офисному»? Эффективная работа с информацией, компьютер, интернет. Хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.
Как их приобрести?
Курсы быстрого чтения для семилетки и скорочтение в 12 лет. Курсы памяти и внимания. Интеллект-карты. Развитие мышления – шахматы, кружки логических игр. Обучающие компьютерные игры (главное, вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).
Компьютер – слепая десятипальцевая печать. Работа в основных программах. Создание, ведение и продвижение сайтов, блогов, аккаунтов в соцсетях. Эффективный поиск информации в интернете – конкурентная разведка этому учит.
Детские психологические кружки, курсы и лагеря. Тренинги переговоров, продаж и публичных выступлений. Игры типа «мафии» и ролевые игры. Сама жизнь – чаще отправлять ребенка вести переговоры со сферой услуг как-то так...
Какие навыки и умения вообще не будут лишними в жизни?
Спорт – скорее фитнес. Пока меня устраивает ежедневная детская программа в «Мире фитнеса» (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей и т.п.) – три раза в неделю занятия по выбору детей. И шахматы три раза в неделю.
Навыки домохозяйства – надо будет отдать на кулинарные курсы. Может, еще на стажировку в клининговую компанию? На курсы шитья и вязания.
Обслуживание техники – на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту всякого-разного к автомеханикам в гараж к строителям и отделочникам. К мастерам по ремонту одежды и обуви А для начала в кружки из серии «Сделай сам».
Иностранные языки – программы по обмену семьями или благотворительные программы – только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки. Компьютерные программы в помощь Мультфильмы и фильмы с субтитрами. Аудиокурсы. Облегченные книги со встроенным переводом,
Основы права – поискать, что уже адаптировано для детей. Скорее всего, много чего придется объяснить самой. И на стажировку к адвокату.
Управление личными финансами. Пока что дети пишут свой еженедельный бюджет: слева колонка «остаток на начало недели», «получено от»..., «итого получено». Справа – колонка расходов и внизу «всего истрачено» и «остаток на конец недели». Бухгалтером уже могут работать – баланс писать умеют. Впереди много интересных книг и курсов. И демо-счета на биржах.
Вождение автомобиля – после 16 лет. Компьютерный экзамен по ПДД знают уже сейчас. Практический экзамен рано... На картинг сводить, что ли?
Умение писать книги, статьи и рекламные тексты. Дистанционные курсы писателей, журналистов и копирайтеров в помощь. С получением гонораров за публикации.
Умение преподавать – пусть ведут кружки для ровесников. При желании это организовать несложно. Репетиторством нужно начинать подрабатывать еще в школе.
Маркетинговое мышление. Умение «продавать» свою работу. Умение монетизировать любой свой навык. Умение зарабатывать деньги и эффективно ими распоряжаться.
Умение заботиться о своем и окружающих здоровье. Знания о правильном питании и физическом развитии. И на курсы неотложной медицинской помощи.
Навыки вербальной и физической самообороны.
Стрессоустойчивость и ясное мышление в критических ситуациях.
Умение обращаться с животными и растениями – студия юного ботаника, кружки натуралистов.
Уход за собой – курсы косметологов, визажистов, маникюра для девочек. Курсы массажа.
Умение грамотно подбирать одежду и аксессуары – курсы.
Навыки таймменеджмента, планирования, целеполагания.
Эстетическое развитие: изостудия, детский театр, музыкальные уроки. Посещение театров.
В старших классах можно ходить в студенческие кружки при университетах. Я так увлекалась психологией.
Там, где нет курсов, есть мастера, способные научить индивидуально причем часто без денег, только за восхищение, благодарность и бесплатные подсобные работы;) О перегрузке речь не идет – это же ВМЕСТО школы. Большинство курсов есть в виде видеозаписей, бесплатно на торрент-трекерах. Я не собираюсь всему этому обучать лично – пусть учат профессионалы, фанаты своего дела;)
Обязательно свободное неструктурированное время – несколько часов ежедневно. Это время работы души ребенка, время ассимилировать полученные знания и навыки. Время, когда он дома или во дворе делает то, что хочет.

Что я уже делаю
Сейчас мои дети посещают три раза в неделю «Мир фитнеса»; и три раза в неделю у них тренировки по шахматам (в прошлом году старшая стала чемпионкой Минска среди девочек до восьми лет).
У детей много обучающих фильмов и мультфильмов. Особенно мне нравятся многосерийные «Из чего это сделано», «Как это работает», «Ребятам о зверятах». Торрент-трекеры в помощь родителям.
Вся школьная программа в игровой форме на компьютере «Школа Кирилла и Мефодия» и разные другие обучалки. Играют с удовольствием.
Девочки прошли курсы быстрого чтения (с семи лет для детей). В результате скорость чтения и усвоения информации обгоняет сверстников на два-три года. Легко понимают прочитанное и прекрасно пересказывают.
Дочки много и с удовольствием читают сами – грамотность почти гарантирована. Попозже научу их методике врожденной грамотности из НЛП
Старшая пишет сказки и стихи. Я сделала ей сайт http:\\сказки-Кати.рф
Благодаря шахматам в школе на математике у нас два варианта: либо решила первая из класса, либо единственная, кто решил задачу.
На каникулах Катя с удовольствием ездит в оздоровительные лагеря: отряд шахматистов, IT-отряд, психологический лагерь «Квадратного апельсина». Везде легко заводит друзей, влиятельна, интересна, популярна

Что я хотела бы сделать, когда дети подрастут
Различные навыковые курсы и тренинги из перечисленных выше.
Поискать хороших мастеров и заплатить им за индивидуальное обучение детей профессии – так, чтобы в конце обучения научили детей продавать свои услуги недорого и зарабатывать этим самостоятельные деньги. Думаю, что на освоение любой профессии на пользовательском уровне хватит одного-двух месяцев ежедневного обучения ремеслу В результате дети должны уметь это делать для самих себя и своих близких. А при желании и тренировках вполне смогут зарабатывать этим.
Многие из этих видеотренингов и видеокурсов выложены бесплатно в интернете – это, конечно, не живое обучение, зато бесплатно и сидя дома ;) Что касается выбора ребенком профессии, то любой профессионал вне зависимости от сферы деятельности, освоивший в школьные годы компьютер + быструю печать + интернет, скорочтение + запоминание +работу с информацией, умеющий выступать публично и эффективно вести переговоры, будет более известен и социально эффективен, чем его коллега без этих навыков, освоение которых займет несколько месяцев в школьные годы.
 
Все мои идеи – это предложения ребенку, чем заняться в свободное от школы время, ВМЕСТО школы. На выбор ребенка. Не думаю, что профессионалу помешает умение готовить вкусные блюда, полученное в то время, когда ровесники сидели на уроках. Ребенок, который в школьные годы реально попробовал (в том числе заработав деньги) два-три десятка профессий, сможет выбирать вуз и специализацию более осознанно, чем ребенок, за которого все всегда решали взрослые. И даже если не профессию, то все равно потом в жизни лишним большинство из этих умений не будет.
 
Моя восьмилетняя дочь сама нашла у меня несколько десятков журналов «Идеи вашего дома» и прочих, полистала-почитала их, потом несколько недель рисовала проекты домов и квартир. Даже если она не захочет стать дизайнером, у нее уже есть определенные знания (в том числе иностранных слов, употребляемых в этом контексте), которые пригодятся ей при отделке ее квартиры или дома, при покупке и расстановке мебели.
Я ей купила глобус, просто так, и она сама мне перечислила больше половины стран со столицами, и рассказала, с кем они где граничат. Ей восемь лет. Много ли учеников старших классов после географии настолько сохранили познавательный интерес, чтобы просто изучить глобус?
 
Предложенный мной список – это идеи ВМЕСТО отсиживания в школе. Он открытый – буду рада его пополнить умными мыслями. Для меня важно, чтобы ребенок имел возможность следовать за своим интересом, а не постоянно находился в рамках устаревшей школьной программы.
Ольга Юрковская,
г. Минск

  • 1
Замечательная статья! Успехов, удачи и терпения!

Слушайте, я восхищена просто! Вот еще было бы хорошо, если бы вы примерное расписание своей дочки И ВАШ выложили. Вот как день проходит? Просто, мне кажется, что тут надо СТОЛЬКО самодисциплины, что ой-ой... У меня, по-моему, столько нету (((

  • 1
?

Log in

No account? Create an account