Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Учитель года – Илья Фарбер
eurekanext
Адамский2_ЖЖ
Скотская жизнь – самый плохой, но самый лучший воспитатель.
Можно ли образованием, педагогикой победить бескультурье, привычку жить в грязи и пьянстве, жестокость и пренебрежение чужой свободой и чужим достоинством?
Можно ли уроками привить честность и научить ценить красоту?
Может ли школа сохранить село?
Трагедия Ильи Фарбера учит нас, что на все эти вопросы ответ один – нет.
И хотя на момент своего ареста он уже не был учителем, все происшедшее – урок. И я воспринимаю этого человека как Учителя, который ценой своей свободы дал урок, суть которого можно пересказать так: «Если сама жизнь на селе не меняется – нет работы, нет смысла существования людей, нет хозяйства, нет земли, нет стремления улучшать, преумножать и украшать свою собственность, если нет желания несмотря ни на что дать детям самое лучшее образование, если нет на селе духовных авторитетов и традиций – школа бессильна».
И сельский учитель либо становится таким как все, либо… впрочем, Анастасия Чеховская уже описала варианты судьбы в своем материале.
Меня глубоко тронула судьба Ильи Фарбера. Прежде всего потому, что все с ним происшедшее – судьба российской интеллигенции, и не в миниатюре, как принято писать, а в точности – в самом точном масштабе трагедии. Как только русский интеллигент начинает действовать – не описывать действительность, не заниматься рефлексией или обобщением на страницах книг или статей, а что-то делать – судьба, государство и общество бьет его по голове и заставляет на себе почувствовать разрыв между идеальным представлением о реальности и самой реальностью.
«Материал сопротивляется» – я услышал эту фразу много лет назад на проектном семинаре по гуманитарным технологиям. Идеальные представления о жизни, неважно – о школе, или о производстве, или о городском хозяйстве, или о сельском социуме – разрушают укоренившиеся представления самих граждан, жителей сел и городов, учителей и рабочих устаревших производств, а ведь для них эти самые представления стали не просто абстрактными понятиями – они стали ценностями. Это внешнему наблюдателю покосившиеся заборы и ржавые трактора в Мошенке, грязь и неустройство мошенской жизни кажутся скотством. А для кого-то это привычный уклад – ценность. И тот, кто покушается на наши ценности, – враг!
Он хочет забрать у нас то единственное, чем мы гордимся, что действительно принадлежит только нам – наш уклад жизни. Больше-то ничего нет! Нет высокого смысла существования, нет гордости за обустроенную собственность, нет даже скромных достижений, кругом упадок и запустение. Так не отбирайте последнее – ценность привычного существования.
А он пришел и стал самим своим поведением показывать разницу между реальностью и возможным идеальным устройством мира.
И, конечно, нашелся исполнитель судьбы и повод, и так все совпало, что всем стало выгодно жестоко наказать Фарбера – за все сразу!
Илья Фарбер – учитель не в профсоюзном, а в самом прямом смысле этого слова, у него судьба учителя и талант учителя, жертвой которого он и стал.
Потому что учитель, если он действительно учитель, а не просто «предметник», показывает детям тот самый разрыв между возможной идеальной жизнью – с ее красотой форм и отношений – и тем, что окружает детей «здесь и сейчас». Более того, вершина учительства – давать ребенку в руки сам способ улучшения жизни. Сейчас лучше всего это получается у учителей информатики, кто действительно может создать электронный мир для детей. Совсем трудно литераторам и историкам – у них не оказалось точного инструмента определения сути ни литературных, ни исторических явлений. Можно не замечать происходящего в литературе, или в политике, или в искусстве, или в физике, просто потому, что не хватает силенок понять, постичь культурно-историческую или физическую суть и показать ученикам разницу между устоявшимися представлениями и изменениями в культуре. Но тогда перестаешь быть учителем. Программу проходишь, к экзаменам готовишь, аттестацию проходишь…
Либо надо с учениками творить новую реальность – например, дворец культуры в селе строить, причем на уровне мечты.
Но черная дыра тебя поглощает, и чем больше энергии тратишь, тем сильнее.
…В материале Олеси Салуновой есть образ – часы без стрелок. Это школа в таких селах, как Мошенка.
Что могут сделать учителя в таких школах? Если после их уроков дети возвращаются домой по такому селу?
Что мог сделать Илья Фарбер?
Александр Адамский

  • 1

ловушка? провокация?

Уважаемый Александр Изотович!
Наверное, прежде, чем решиться написать или нет то, что скажу ниже, мне бы следовало сначала внимательно изучить все материалы этого номера газеты и глубже проникнуться случившимся с Ильей Фарбером. Но - вот то мое убеждение, с которым вступаю в эту реку:
****
Думаю все же, что Ваш риторический вопрос с предзаданным ответом (может ли образование победить бескультурье) - провокация. И опрос на главной странице сайта Эврики http://eurekanet.ru/ewww/vote/64.html - содержит ловушку.
Я сама яростный противник популистского лозунга "умрет школа - умрет село", вздергиваемого над неприкосновенным трупиком там, где им дыряво охраняют первозданную убогость в первозданном же виде ("возвышенно реет похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг" - вспомилось почему-то). Считаю, не правильно - безразборно сохранять под этим прикрытием в каждом селе убогую школку, не давая в реальности ей ни ресурсов, ни мандата на изменения. По практике знаю, что большая сильная школа, одна на округу из десятков сел и деревенек, способна дать развитию каждого маленького поселения гораздо, несравнимо больше. Взять вот хоть пример легендарной Новостроевской школы в Калининградской области, которая пришла, достучалась до каждого "своего" села, подняв на иной культурный уровень там жизнь. К сожалению, кажется, мало кто из губернаторов системно ставит и решает подобную задачу, включая укрупненную школу в качестве узлового элемента в программы развития сел, не говоря уже о целевой передаче ей основных ресурсов таких программ.
И тем не менее - только образование спасет село. "Только" - не в смысле "достаточно", а в смысле "необходимо". Никакие новые технологии и помощь государства без нового образования не исправят положения. Это как Гадкие лебеди у Стругацких - надо уводить детей. Думаю, права была команда Залесовской школы Калининградской области, которая стала работать с детьми во впавших в депрессию селах округи как с "первым поколением", а в результате сделалась успешным хозяйством, в том числе, дающим работу и другим селянам. Повторю, веду речь не о том, чтобы сохранять "антишколы", сохранять которые - вредно (типа, "удвой им выдачу спирта и оставь их как они есть") - а о том, что имел в виду Б.Б. Гребенщиков, говоря: "усовершенствование системы образования, тем не менее, — единственное, что может улучшить ситуацию" http://www.colta.ru/docs/3888
*****
Как верю в это, так верю в то, что в деле Ильи Фарбера не поставлена точка, оно будет пересмотрено и справедливость восторжествует. Надеюсь, эта вера не поколеблется по прочтении остальных материалов номера.

...Хотя, наверное, если "рефлектирующие вместо того, чтобы делать" - это обо мне, то тогда моя вера ничего не стоит...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account