Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Три совета в упряжке
eurekanext

У нас в «Корифее» работают три «взрослых» совета – Родительский (с 2003 года), Попечительский (с 2003 года) и Наблюдательный (с 2011 года). Их деятельность дополняет друг друга.

Родительский совет
В Родительский совет входят представители родительских коллективов классов (их число не регламентировано, основанием для работы в Совете служит личное желание). Заседания проходят примерно два раза в квартал. Родители высказывают свое мнение и вносят предложения по коррекции образовательных программ, оптимизации режима и нагрузки, методам и стилям преподавания, школьному питанию, проведению досуга и т.д. Сами они тоже активно включаются в обустраивание гимназической жизни; внутри Совета распределены обязанности: назначены ответственные за содействие в организации образовательного процесса, питания, праздников, спортивных и других мероприятий, оздоровления и др.
Зачем Родительский совет нужен директору и административной команде?
  • Мы получаем обратную связь по всем важнейшим вопросам, постоянно получаем предложения, замечания, оценки и в любой момент имеем объективную картину: «Что происходит? Какие новшества нашли поддержку? Каковы болевые точки?» – и можем оперативно реагировать. Команда Родительского совета служит первичной фокус-группой для проверки любых начинаний «на прочность».
  • Мы имеем возможность оперативно информировать родителей и формировать мнение их авангарда. Все проекты, инициативы гимназии, даже незначительные изменения в образовательной программе, режиме обучения, важнейшие кадровые решения обсуждаются прежде всего с Родительским советом. А включенность обеспечивает заинтересованность.
  • Члены Совета часто выступают посредниками в переговорах с властями и внешними партнерами. Для этого родители должны четко осознавать свой интерес (совпадающий с магистральным интересом школы) и иметь реальные полномочия.
  • Если родители 100-процентно информированы, включены во все важнейшие дела, наделены полномочиями и получают подтверждение значимости своих решений (т.е., проще говоря, их мнение учитывается, предложения обсуждаются и хотя бы частично реализуются), они начинают проявлять встречную инициативу (Эта закономерность всегда работает – и если ваши родители пассивны, значит, условия еще не созданы).
Например, члены нашего Родительского совета в прошлом году выдвинули проект «Увлеченный родитель», главная идея – принципы и методы вовлечения разных категорий родителей в жизнь школы. При этом одни родители мотивируют других, создавая своеобразную «эстафету вкладов» (вовсе не денег, а реальных дел, возможностей, увлечений, личного времени, опыта и др.).

Попечительский совет
Попечительский совет состоит в основном из спонсоров. Основная его цель – поддержка педагогического коллектива гимназии премиями, грантами и др. Кроме того, финансируются целевые программы по развитию ИКТ, школьного спорта, сайта. Появляются локальные проекты, требующие привлечения средств.
Компетенция Попечительского совета – это стратегические вопросы развития гимназии. Члены ПС собираются не так часто, как родительский актив: в среднем два раза в год; многие решения принимаются дистанционно.
Зачем нужен Попечительский совет?
Ближайший и самый простой ответ – для привлечения дополнительных средств – будет неправильным, а вернее, неполным.
  • В Попечительский совет входят успешные люди, добившиеся весомых результатов в бизнесе, политической и общественной деятельности. Самый главный спонсорский взнос состоит в том, что они помогают руководителю школы расставить приоритеты и выбрать верную стратегию. Это высокопрофессиональное экспертное сообщество, очень точный компас, показывающий, куда двигаться. Более того: если члены ПС чувствуют, что они играют роль экспертов-навигаторов, а не «денежных мешков», то также начинают проявлять инициативу.
  • Попечители включаются в масштабные проекты и помогают продвигать их. Многие члены нашего сегодня входят в команду проекта «Школа Сколково в Свердловской области» и выполняют важные задачи по его продвижению: выступают от имени гимназии на форумах, конференциях, ведут переговоры, консультируют и т.п., демонстрируя широкой общественности, что серьезные люди серьезно относятся к образованию и способствуют его развитию.
  • Если будут осуществляться перспективные проекты, то без проблем найдутся и средства из разных источников.

Наблюдательный совет
Наблюдательный совет был учрежден в 2011 году в связи с переходом гимназии в статус автономного учреждения. Согласно законодательству, каждое МАОУ должно иметь такой совет, включающий девять человек: троих от коллектива, троих от общественности и троих представителей учредителя. В круг полномочий Наблюдательного совета входит утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, рассмотрение сделок в особо крупных размерах и с заинтересованностью, а также вопросы по списанию имущества, планы подготовки к новому учебному году и пр. Если подытожить, то главная функция наблюдателей – контроль средств.
Совет собирается не реже раза в квартал, могут быть очные и заочные заседания (к примеру, в прошедшем учебном году у нас было четыре очных и два заочных).
Зачем нужен Наблюдательный совет?
  • Наблюдательный совет берет на себя часть ответственности – это своеобразная система страхования в управлении бюджетными средствами. Один из членов нашего НС – начальник ФБУ города, поэтому на каждом этапе мы четко отрабатываем все процедуры по расходованию средств, составляем регламенты и разрабатываем документальную базу.
  • Наблюдательный совет выступает помощником в решении важнейших вопросов по расширению, разделению на ступени, капитальному ремонту…  Единственное условие: нужно укомплектовать его заинтересованными и ответственными людьми, которые готовы не на словах, а на деле содействовать развитию школы.
  • При этом именно НС является единственным из всех органов общественного управления, чьи решения и действия имеют законодательную базу и юридическую силу в глазах всех органов власти. Поэтому, будучи союзником школы, а не формальным контролером, Наблюдательный совет имеет возможности позитивного влияния и на органы муниципального управления, и на общественность.
Получается, что правильно выстроенная система коммуникаций со всеми органами общественного управления позволяет директору школы эффективно решать и тактические, и стратегические задачи. Общественное управление – это мощный ресурс, если не бояться делегировать полномочия и доверять людям.
Алексей Бабетов

?

Log in

No account? Create an account