Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Честные правила игры
eurekanext

Во-первых, создается впечатление, что сейчас-то наши дети имеют возможность «познакомиться со всеми предметами, которые составляют полный цикл основных наук», а их хотят этого лишить. Однако, если посмотреть на то, что происходит сегодня в школе, то альтернатива вовсе не такая: обязательным является большой набор предметов, однако те из них, которые не нужны для поступления, по большей части изучаются совершенно формально, в  то время как предметы, нужные для поступления, отдаются на откуп репетиторам. Эта «двойная школа» существует уже столько лет, что мы уже не воспринимаем ее абсурдности. В новом же стандарте речь идет о введении честных правил игры взамен иллюзии «полноценного образования».
Во-вторых, ставя в центр внимания уменьшение количества обязательных предметов, мы упускаем самое главное: акцент нового стандарта на изменении качества образования. Речь идет не просто о том, чтобы позволить выбирать предметы и снизить тем самым планку, а о том, чтобы повысить требования к выбранным предметам, в особенности если выпускник собирается  поступать на основании этого выбора  в вуз. Подразумевается, что введение нового стандарта потребует в ходе изучения выбранных предметов не просто освоить некоторый минимум (ведь ЕГЭ у лучших вузов вызывает нарекания именно тем, что предъявляет невысокие требования), а именно изучить предмет на углубленном уровне, позволяющем решать нестандартные задачи. Конечно, предельно, критично важно, чтобы новые стандарты не остались «бумажными», чтобы новое качество образования действительно  появилось в школе. Если же новые стандарты заработают, и школа благодаря этому станет ориентироваться на развитие мышления и умение детей учиться, то количество изученных предметов потеряет свое значение: дети, умеющие учиться, смогут в будущем овладеть любыми новыми дисциплинами.
В-третьих, ребята «хотят быть юристами, экономистами и менеджерами, а не инженерами» вовсе не потому, что школа не заставляет учить математику. Заметим, что юридически-экономический перекос начался не с введением новых стандартов. Он вызван совершенно иными причинами – разгулом коммерческого высшего образования. Кстати, худо-бедно работающая «невидимая рука рынка» расставляет все на свои места – и работодатели прекрасно знают, сколько стоит экономист – выпускник, например, «Вышки», а сколько – неведомого платного вуза.
Ольга Шиян

  • 1

Владимир Бацын

Трудно судить об основаниях столь серьезного заявления по краткому сообщению информагентства. Но если суть высказываний О.Н. Смолина передана верно, нельзя не поразиться силе его провидческого дара. Хотя новый образовательный стандарт, введенный в первых классах в только что завершившемся учебном году, станет реальностью для старшеклассников через 10 лет, Олег Николаевич уже сегодня твердо знает, что «у части ребят и родителей с внедрением новых стандартов появится соблазн не изучать предметы, которые кажутся трудными». Почему первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию настроен столь пессимистично? Потому что, уверен он, «дети в старших классах еще не готовы самостоятельно решать, какие предметы им учить, а какие нет».
Олег Николаевич лукавит. Ему ли не знать, что новый стандарт затем и вводится, чтобы обеспечить такое развитие предметных, метапредметных и социальных компетенций, которое позволит ученикам уже к 15–16 годам быть в состоянии сознательно и ответственно участвовать в определении своей образовательной траектории, чтобы в 10–11 классах вполне самостоятельно решать, «какие предметы учить, а какие нет».
И дело здесь совершенно не в «трудности» того или иного предмета, а в степени его важности для активно пробуждающегося увлечения, интереса, для просматривающейся в будущем профессиональной деятельности. И многолетней давности ссылка «у нас все сегодня хотят быть юристами, экономистами и менеджерами, а не инженерами и агрономами», свидетельствует не о том, что выучиться на хороших юристов и экономистов легче, чем на хороших инженеров и агрономов, а о том, что у выпускников нет, во-первых, никакого понятия ни о самих себе как субъектах выбора собственной судьбы, ни, во-вторых, никакого представления о конъюнктуре на рынке труда. Но как раз именно эти компетентности (среди многих прочих) и предлагает развить у наших подростков новый стандарт.

Re: Владимир Бацын

убедительно сказано, но у меня ощущение, что ньюсмейкерская роль О.Н. Смолина несколько преувеличена...
...хотя, конечно, интересно услышать столь же яркий голос остальной части думского комитета.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account