Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Умному достаточно
eurekanext

Об общем. Главный вопрос в связи со стандартом старшей школы – в чем новизна? И именно не содержания – его в стандарте нет, а в принципе. Раньше был инвариант и вариативная часть, теперь: «содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объема основной образовательной программы». Как перечень имен спецагента: он же... Функционально – тот же Джеймс Бонд. Набор возможных профилей технично складывается из этих двух «столов заказа». Профильное обучение, запущенное в школах правильно с четкой подачи БУП 2004, находило за прошедшие годы различные варианты организационных и – главное – содержательных решений. Несмотря на «стандартное» содержание предметных курсов (которое, как мы понимаем, было не вполне легитимным требованием), отдельным коллективам отдельных школ удавалось выращивать на поле БУПа свои сады ИУПов и даже ИОПов. К сожалению, это не общая характеристика практики, а частные случаи, прецеденты.
О частном. В многострадальном тексте свежепринятого стандарта, по сравнению с действующими правилами, очень серьезные претензии, так сказать, на технику наводки. Как в артприцеле: цель-мишень отпечаталась в формулировках результатов освоения программ. Например, программы области «Филология» будут строиться по линиям привычных предметов (они четко заявлены в тексте стандарта) «Русский язык и литература» / «Родной язык и литература» с очень высокими планками результатов: здесь и лингвистический эксперимент, и навыки редактирования, и комплексный анализ, и литературоведческое исследование… А предметность, которая обустраивает условия обретения этих навыков и умений, точно не втискивается в привычный «русяз» и «литру». Это средства риторики, семиотики, введения в языкознание. В общем, четко звучит отдельная задача по проектированию такой особой предметности. Что само собой влечет соответственные требования к учителю, работающему в старшей школе. И соответствующие КИМы… Новый стандарт задает очень непростую задачу разработчикам материалов ЕГЭ.
А учредителям школ надо серьезно засесть за ревизию имеющихся условий и за расчеты средств, которые необходимо вложить в школьную среду, чтобы она соответствовала новым задачам образовательного процесса.
О традиции смеха сквозь слезы. Методологической основой нового стандарта является системно-деятельностный подход. А значит, впаянные в привычную классно-урочную матрицу замечательные результаты точно не станут мотивом движения. У нового стандарта такой же риск стать реальной рабочей средой только для отдельных школ, научившихся работать «с учетом индивидуальных особенностей» в рамках профильного обучения. В массовой практике довольно быстро может сложиться правило написания триединой цели в формате: личностные, метапредметные, предметные. В той же степени осознанное. Как и прежняя формула: познавательные, развивающие, воспитательные. Строгие контролеры и оценщики соответствия действующему законодательству будут четко отслеживать соблюдение именно этих «этикетных» правил. И весь правильный «индивидуальный» пафос стандарта схлопнется в клонировании примерных программ, которые «как бы чего не вышло» найдут своих верных клиентов в школьных администрациях.
О надежде. Как писал Пушкин, «противоречий очень много, но их исправить не хочу». Министр же заявил, что все возможно корректировать. Живой и динамичной школьную жизнь делают не столько стандарты, сколько люди, которые имеют понимание, желание и возможности. Работать, всякий раз выращивая особое содержание. Как противоречия «Евгения Онегина», отдельные несостыковки содержания, хронологии, организационных деталей не мешают садам индивидуальных программ цвести и приносить плоды. Мешает механичность и соблазн редукции при имитации игры «по-новому». Я надеюсь, что именно по этой линии у нас будет выстроена достойная оборона. Проведена масштабная учеба. Так, чтобы – Sapienti sat.
Анна Хамардюк

  • 1

Переписка из дискуссии на ФБ из группы "Вести обьразов

Анна Хамардюк: - "Методологической основой нового стандарта является системно-деятельностный подход. А значит, впаянные в привычную классно-урочную матрицу замечательные результаты точно не станут мотивом движения. У нового стандарта такой …же риск стать реальной рабочей средой только для отдельных школ, научившихся работать «с учетом индивидуальных особенностей» в рамках профильного обучения. В массовой практике довольно быстро может сложиться правило написания триединой цели в формате: личностные, метапредметные, предметные. В той же степени осознанное. Как и прежняя формула: познавательные, развивающие, воспитательные. Строгие контролеры и оценщики соответствия действующему законодательству будут четко отслеживать соблюдение именно этих «этикетных» правил. И весь правильный «индивидуальный» пафос стандарта схлопнется в клонировании примерных программ, которые «как бы чего не вышло» найдут своих верных клиентов в школьных администрациях".

Любовь Цой: - " А знают ли учителя, что представляет собой "системно-деятельностный подход" ? И с каким подходом он позиционируется?"


Анна Хамардюк: - " ‎0,1% учителей - в лучшем случае:(

Любовь Цой: - " Ну тогда такой подход - это проблема для школ и для учителей".
Если Министерство образования РФ ввело "системно-деятельностный подход" как методологическую основу для нового стандарта, то тогда в таком подходе должны готовить вузы всех учителей для школ и преподавателей для вузов. В противном случае, это просто красивая обвертка, за которой можно скрыть все, что угодно. Вопросов много. Один из них - "Какие вузы готовят учителей в таком походе?" Само Министерство образоваия и чиновники работают в таком подходе?"

В таком подходе работают только некоторые преподаватели или группы, но они не в составе вузов. Но есть еще магистратура, которая строит процес обучения на этом подходе - МГПУ - тьюторская магисратура (зав. Ковалева Т.М.)

Рассмотрим введение ФГОС в контексте социологии управления и инноватики. ФГОС несомненно представляет собой социальную новацию в образовании, направленную на изменение существующего положения дел или закрепления уже начавшихся изменений. Реализация ФГОС потребует изменений как в уже существующих образовательных инновационных проектах , так и в развитии человеческих ресурсов. Сердцевину социальных инноваций составляет приведение в действие трех важнейших социально-экономических законов:
- закона экономии времени,
- закона возвышения потребностей,
- закона перемены труда. Социологический смысл инноваций состоит не в самих идеях, даже не в технических изобретениях и новшествах, а в отношениях между людьми, в изменении ценностных оснований их взаимодействия. Социологический аспект инноваций состоит в трансформации норм, правил и принципов социального взаимодействия, всей статусно-ролевой системы. А что во ФГОСАХ написано про изменение статусно-ролевой системы в образовательной деятельности?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account