Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Усиление контроля – спорно
eurekanext

28 апреля 2012 года в рамках межрегиональной конференции «Эврика–Авангард» состоялось выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любови Глебовой. Ключевая тема выступления – современное представление о качестве образования.

Главная тенденция развития на сегодня заключается в том, что уже официально оформлена востребованность в оценке качества образования в современной образовательной политике. Если еще 10 лет назад процедура оценки, предъявленная в виде ЕГЭ, встретила активное сопротивление со стороны профессионального сообщества, родительской общественности, то сейчас, напротив, остро востребовано наличие разных видов оценки. Например, появилась НСОТ – появилась и необходимость оценивать работу учителя по каким-то отдельным оценочным процедурам, а не только по результатам ЕГЭ, как это происходит сейчас. Возникла тема государственного муниципального задания (ГМЗ) – на повестку дня выходит необходимость оценки эффективности деятельности ОУ.
При этом важен именно тот факт, что сама оценка предъявляется со стороны, является независимой. Причем потребность предъявлять результаты независимого оценивания возникла и у потребителя образовательной услуги, и у ОУ, хотя бы потому, что независимая оценка сама по себе пользуется безусловным доверием. Именно поэтому сейчас на очень высоком уровне активно обсуждается вопрос создания национальной системы рейтингования. Интерес к этому вопросу настолько высок, что в профессиональной среде уже возникает потребность использовать принципы независимого оценивания в бакалавриате, в магистратуре. Вектор развития, таким образом, на сегодня состоит в том, чтобы обеспечить разнообразие оценочных процедур, осуществляемых на более высоком уровне качества, в то время как сама процедура оценки должна носить независимый характер.
Следующий аспект: отечественная система оценки качества образования активно формируется. Конечно, какие-то оценочные действия были всегда. На сегодняшний день система оценки качества характеризуется именно тем, что происходит оформление уже действующих и новых оценочных действий в некую систему, комплекс. Оценка становится инструментом развития. В рамках целевой программы развития образования сформулирована задача формирования независимой оценки качества образования. Вместе с тем стало очевидным, что система оценки качества – не сумма региональных систем оценки, как это виделось, скажем, восемь лет назад. Сейчас это понимается как набор оценочных действий, осуществляемых на всех уровнях образования, в разных формах на каждом уровне образования (аттестация, аккредитация, публичная оценка) по отношению к физическому или юридическому лицу.
Выделяются два вида оценивания – государственная форма оценки (контрольно-надзорные и разрешительные процедуры, в том числе лицензирование, аккредитация, контроль качества, надзор за соблюдением законодательства) и общественно-профессиональная, экспертная. Причем эти процедуры должны не заменять друг друга, а дополнять. Что в данный момент, к сожалению, не наблюдается. В этом и заключается ключевой риск. На практике часто возникает ситуация, когда разными методами проверяют без конца одно и то же, что, естественно, вызывает неприятие и негативное отношение к процедуре оценки как таковой. Важно понимать, что только та оценка имеет перспективу быть развитой, в которой нуждается сам оцениваемый. Приоритетная задача сейчас состоит в том, чтобы сформировать востребованность в оценке у того, в отношении кого она проводится. Причем сама процедура оценки должна быть максимально упрощена: школа единожды выставляет всю информацию о себе, и любое оценочное действие производится на основе той информации, которую школа уже представила. Ключевой тренд, таким образом, может быть сформулирован как «свобода в обмен на результат».
Другой аспект: ЕГЭ как оценочная процедура стал своего рода лакмусовой бумажкой, проявляющей все негативные и позитивные вещи, которые будут происходить с другими оценочными процедурами. Понятно, что набор действий, из которых состоит ЕГЭ сам по себе, вопросов не вызывает. Искусственно формируется недоверие к отдельным его элементам, а точнее к их реализации на практике. Наибольшее количество споров связано с организацией деятельности ППЭ: неподготовленные, часто случайные люди становятся организаторами, наблюдателями, но именно их работа и их ошибки заметны потребителю более всего. Нет необходимости совершенствовать имеющуюся модель, но нужно изменить подход к реализации ее отдельных элементов: например, жестче подойти к вопросу выбора наблюдателей, организаторов в ППЭ. Но является ли усиление функций надзора и контроля в данном случае единственным механизмом повышения качества? Такое понимание сути вопроса в корне неверно. Ошибочно понимать, что система контроля стала центральной в проведении ЕГЭ. «Я счита, что перспективы в усилении контроля как способа обеспечения проведения оценочных процедур являются как минимум спорными, – говорит Любовь Глебова. – Нет перспективы в развитии оценочных государственных процедур, если государство не хочет их отпустить в сферу деятельности экспертного сообщества».
Наталья Цырендашиева

?

Log in

No account? Create an account