Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Аккредитация как механизм повышения квалификации
eurekanext


Государственную аккредитацию образовательных учреждений мы рассматриваем в рамках общей концепции системы оценки качества общего образования как одну из оценочных процедур, с помощью которой устанавливается не только уровень общего образования для каждой ступени школы, определяется вид и тип образовательного учреждения, но и экспертно определяется уровень освоения образовательных результатов Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также качество общего образования.

Одна из целей предлагаемой модели государственной аккредитации – сделать так, чтобы образовательное учреждение было заинтересовано в такой аккредитации. В настоящее время государственная аккредитация в большей степени носит контрольную процедуру, и проводят ее региональные службы по контролю и надзору в сфере образования. В своей модели мы предлагаем отделить контрольно-надзорные функции от оценочных процедур. Кроме этого мы предлагаем определенным образом увязать результаты аккредитации с дополнительным финансированием школы за счет так называемого коэффициента качества (фонда качества). Школа должна быть мотивирована, ориентирована на постоянное повышение качества общего образования, и в связи с этим необходимо дать школе право на досрочную аккредитацию с целью установления более высокого уровня качества общего образования.
Итак, по нашей концепции, государственная аккредитация должна носить не контрольно-инспекционный характер, а оценочно-экспертный и состоять из следующих элементов: самооценки (самообследования) образовательного учреждения, документальной (камеральной), общественно-профессиональной и общественной экспертиз.
Целью самооценки (самообследования) должны стать: анализ ресурсов и эффективности ОУ в выполнении своих основных образовательных программ ступеней школьного образования, соответствие итоговых образовательных результатов учащихся планируемым образовательным результатам ООП. Самообследование проводится по специальной форме в электронном паспорте образовательного учреждения и должно быть доступно для документальной (камеральной) экспертизы государственным экспертом.
Целями документальной (камеральной) экспертизы государственным экспертом является подтверждение соответствия содержания и образовательных результатов реализации обязательной (инвариантной) части ООП на каждой ступени образования требованиям ФГОС общего образования. Весь необходимый материал для экспертизы должен быть расположен в электронном паспорте образовательного учреждения. Государственный эксперт заполняет определенный экспертный лист по каждой ступени общего образования и на основе заполненного экспертного листа создает экспертное заключение определенной формы.
Общественно-профессиональная экспертиза (ОПЭ) – оценочная процедура признания общественно-профессиональными ассоциациями, союзами, объединениями соответствия ОУ определенным критериям, требованиям и нормам, заявленным в ООП.
Предметом ОПЭ должны стать основные образовательные программы ступеней общего образования и способы (пути) их реализации.
Экспертиза основной образовательной программы – это анализ и ее оценка с точки зрения заявленной образовательной, дидактической системы и деятельности ОУ по реализации этих программ.
ОПЭ предлагается проводить в два этапа: камеральный и выездной в ОУ.
Первый этап – экспертная (качественная) оценка ООП, которая может включать в себя: установление соответствия целей и задач выбранной образовательной, дидактической системе; содержание ООП (в том числе учебный план, план внеучебной деятельности, учебные программы) как путь достижения заявленных результатов, преемственность между ступенями образования; условия реализации ООП (в т.ч. кадровое обеспечение, соответствие педагогической квалификации для реализации именно этих программ; учебно-методическое, научно-методическое, информационное обеспечение и материально-техническое оснащение под задачи ООП).
Второй этап – выездная экспертиза в образовательном учреждении, которая связана с образовательным процессом как механизмом реализации ООП. Выездная экспертиза проводится не более пяти дней с обязательным посещением образовательных событий конкретного ОУ. В настоящее время нами разработана технология встроенной экспертизы в одно из образовательных событий школы во время второго этапа ОПЭ.
Общественная экспертиза (ОЭ) – оценочная процедура публичного признания общественностью (родителями, социумом) ОУ. Соответствие деятельности ОУ запросам потребителя и особенностям социума.
Цель ОЭ – сделать деятельность ОУ открытой и прозрачной, популяризация ОУ в своем социуме. Проводится эта экспертиза силами управляющего (наблюдательного) совета ОУ. Фактически именно эта экспертиза устанавливает качество образования в конкретном образовательном учреждении.
Предметом ОЭ являются: миссия (предназначение к чему-то важному, высокому, ответственная роль) – оценка ОУ с точки зрения соответствия провозглашенным целям, зафиксированным в уставе; значимость ОУ для развития муниципалитета; концепция и программа развития ОУ; вариативная часть ООП – удовлетворенность обучающихся и их родителей набором, качеством этой части ООП; образовательная среда ОУ, ее комфортность для образования обучающихся; публичное представление результатов деятельности (публичный доклад директора ОУ).
Общее заключение для государственной аккредитации создается на основе: экспертизы самообследования ОУ; документальной (камеральной) государственной экспертизы; общественно-профессиональной экспертизы; общественной экспертизы.
Таким образом, итогом государственной аккредитации должно стать: подтверждение вида ОУ, определение уровня общего образования на каждой ступени образования, коэффициента качества для установления размера дополнительного финансирования каждой ступени образования из регионального фонда развития качества образования, качество образования в конкретном образовательном учреждении. Все эти итоги и отражаются в документе государственной аккредитации.
Для реализации предлагаемой модели аккредитации в жизнь необходимо будет введение поправок в ряд нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней.
Алексей Воронцов

?

Log in

No account? Create an account