Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Стандарт качества
eurekanext

Стандарт качества государственной (муниципальной) услуги – центральный элемент развития системы оценки качества образования?
Мы продолжаем обсуждать процедуру формирования государственного (муниципального) образования и проблемы, возникающие при переходе на новые финансовые механизмы у образовательных учреждений.

Общеобразовательные учреждения с 2012 года будут работать в условиях 83-ФЗ, важнейшей задачей которого является создание условий и механизмов, обеспечивающих взаимосвязь объемов услуг, оказываемых учреждением в рамках задания, и объемов финансового обеспечения его выполнения. Созданы условия для роста заинтересованности школы в повышении качества и эффективности расходования бюджетных средств.
Большая экономическая самостоятельность учреждения, ответственность руководства учреждения за финансовые результаты его деятельности и отсутствие четких показателей, определяющих качество образовательной услуги, зарождает риски недостижения минимального гарантированного уровня качества и в конечном счете может привести к тому, что ФГОС не будет реализован.
Дополнительным механизмом оценки результатов качества предоставляемой услуги общеобразовательным учреждением является стандарт качества оказываемой услуги.
Таким образом, естественным элементом реформирования сети общеобразовательных учреждений выступает развитие системы оценки качества образования. Стандарт качества государственной (муниципальной) услуги представляет собой центральный элемент такой системы на уровне субъекта и муниципалитета.
Стандарт качества услуги определяет минимальный гарантированный уровень качества, которому должны соответствовать основные параметры услуги, предоставление которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание устанавливает требования «к составу и качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг».
Обращаем ваше внимание, что федеральные акты не содержат четкого разведения понятий услуг и работ. Некоторые рекомендации дает Министерство финансов: «Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории)». В соответствии с таким определением Министерство финансов считает целесообразным разработку стандартов качества и нормативы финансирования только на услугу.
Основной целью внедрения стандартов качества образовательный услуги, на наш взгляд, является создание целостной системы управления качеством предоставляемой услуги по реализации общеобразовательных программ. Применение «стандарта качества» на уровне региона или муниципалитета в некоторой степени носит добровольный характер, так как действующее Федеральное законодательство не закрепляет определения понятия «стандарт качества». Анализируя ситуацию, мы можем констатировать, что наблюдается разнообразие практик применения стандарта качества услуги. В некоторых субъектах, муниципалитетах приняты стандарты качества оказываемой услуги по организации дополнительного дошкольного образования (Республика Бурятия, Пермский край и др.), но ни в одном субъекте нет стандартов качества оказываемой услуги по реализации программ начального, основного и общего образования.
Стандарт качества предоставляемой услуги должен использоваться для формализации требований к потребительским свойствам услуги, повышению прозрачности и контролируемости процесса их предоставления.
Возможно, такой документ можно обозначить как документ, ориентированный на потребителя.
Однако стандарт качества услуги может использоваться и как механизм определения объемов финансирования, необходимых для предоставления услуг, например реализации ООП НОО, и как способ упорядочивания отношений между органами исполнительной власти, к чьим полномочиям относится реализация ФГОС, и органами исполнительной власти, в ведении которых находится организация образовательного процесса. Между муниципальными органами управления образования и школами, условно – стандарт качества, ориентированный как на потребителя, так и на поставщика. На наш взгляд, важно понимать, что стандарт качества услуги должен содержать требования к потребительским качествам услуги и к технологиям оказания услуги. Эти требования должны служить основой для расчета нормативных затрат стоимости услуги.
Таким образом, определение требований к качеству оказываемой услуги с помощью стандартов качества услуги позволяет управлять не только качеством, но и затратами на оказание этой услуги.
Именно это является задачей бюджетной реформы и реформы системы государственных (муниципальных) учреждений.
Наталья Шадрина

?

Log in

No account? Create an account