Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Статус позволяет
eurekanext

В современных условиях преобразования экономики и оценки эффективности работы различных структур в образовательных учреждениях возникла потребность в такой схеме финансирования, которая позволит аккумулировать финансы и направить их на качественную реализацию образовательных программ, перейдя от потребительской позиции к ответственной эффективной самостоятельности.

Основой реализации данного подхода к формированию структуры финансового обеспечения образовательных учреждений стал Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Так как данный закон направлен на реформирование сети бюджетных учреждений в части изменения их правового статуса, органы государственной власти и местного самоуправления должны были принять решение о том, какие учреждения станут казенными, а какие – бюджетными учреждениями нового типа, либо по инициативе учреждения – автономными.
В целях реализации вышеуказанного закона работа по изменению правового статуса образовательных учреждений на территории Еврейской автономной области была завершена до 1 января 2012 года.

Справка
Еврейская автономная область включает в себя шесть территориальных образований: пять муниципальных районов и один городской округ – г. Биробиджан, на территории которых функционирует 142 образовательных учреждения, в том числе:
61 дошкольное муниципальное образовательное учреждение;
73 общеобразовательных учреждения, четыре из которых – областного подчинения;
8 областных государственных учреждений начального и среднего профессионального образования.


Статус учреждений

Казенные

Бюджетные

Автономные

Итого

Соотношение казенных к общему
кол-ву учреждений

ДОУ

44

16

1

61

72,1

Школы

47

25

1

73

64,4

Всего:

91

41

2

134

67,9



Все учреждения областного уровня переведены в статус новых бюджетных, а одному общеобразовательному учреждению, организующему дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, изначально при его создании присвоен статус автономного.
Иная ситуация сложилась в муниципальных образованиях области: 67,9% муниципальных образовательных учреждений в общем количестве муниципальных образовательных учреждений в настоящее время функционируют в статусе казенных (в общей численности всех образовательных учреждений – 64,1%).
Этот статус ограничивает школы: сметный характер финансирования приводит к девальвации средств в учреждении. Автономность учреждения означает передачу ему всего пакета средств, но муниципалитеты экономят бюджет и не спешат отдавать финансы пакетом.
Очевидно, что такая нерешительная позиция органов местного самоуправления муниципальных районов области не позволит данным учреждениям создавать условия для развития, финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности.
В целях сохранения принципов, основанных на самостоятельности и поступательном движении развития муниципальных общеобразовательных учреждений, заложенных в ходе реализации Комплексного проекта модернизации образования в 2008–2009 гг., в настоящее время нами намечен ряд мероприятий для изменения сложившейся ситуации, описанной выше.

В 2004 году был разработан и принят закон «Об установлении норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений Еврейской автономной области на реализацию государственного стандарта общего образования», вступивший в силу с 1 января 2005 года, который установил порядок определения норматива финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений области на реализацию государственного стандарта общего образования по видам общеобразовательных программ в г. Биробиджане, городской и сельской местности.
Учитывая, что на территории области 29% от общего количества школ являются малокомплектными, в 2008 году были введены нормативы финансирования для малокомплектных школ.

Норматив в сравнении

Обычные классы

общеобразовательных учреждений, расположенные в городской местности

(руб.)

Обычные классы

общеобразовательных учреждений, расположенные в сельской местности

(руб.)

Классы малокомплектных общеобразовательных учреждений

(руб.)

Превышение размера норматива малокомплектных
к иным классам

(%)

к городской местности

к сельской местности

1-я ступень

32 485,95

70 294,81

113 059,59

248

60,8

2-я ступень

32 738,94

46 481,63

75 062,91

129,3

61,5

3-я ступень

38 035,58

57 398,11

92 638,01

143,6

61,4

В среднем

34 420,16

58 058,18

93 586,84

171,9

61,2



С 1 января 2009 года норма закона, разрешающая в адаптационный период перераспределение средств между школами в рамках общего объема субвенций, была отменена.
Фактически школам области предоставлена возможность получения полной финансовой самостоятельности, эффективного использования бюджетных средств в соответствии с конкретными условиями функционирования.
Финансовый норматив доводится до каждого общеобразовательного учреждения в полном объеме в качестве гарантии бюджетного обеспечения образовательного процесса и возможности бюджетного планирования развития образовательных учреждений на муниципальном уровне.
Вместе с тем при складывающейся демографической ситуации в отдельных муниципальных районах Еврейской автономной области, а именно сокращении численности учащихся, наличие зависимости реализации НСОТ в условиях нормативно-подушевого финансирования общеобразовательных учреждений создавало риск снижения уровня заработной платы учителей отдельных малочисленных школ области. Однако учитывая, что данные учреждения обеспечены кадрами и имеют достаточное материально-техническое оснащение для выполнения государственного стандарта, руководство области посчитало возможным сохранение их финансовой поддержки путем увеличения норматива финансирования.
Таким образом, в настоящее время норматив финансирования для малокомплектных школ области превысил норматив для обычных классов сельской местности на 61,2%, а городской – на 171,9%.
Однако в случае сокращения количества учащихся в конкретной малокомплектной школе может возникнуть проблема недостаточности финансового обеспечения по нормативу на определенный финансовый год. Очевидно, что в данном случае искусственное наращивание норматива – это в первую очередь увеличение объема неэффективных расходов, а также пособничество органам местного самоуправления в части ограничения учреждений в их правах на самостоятельность определения пути развития.
В данном случае Федеральный закон № 83-ФЗ дает учреждениям не только возможность самосохранения, но и увеличения объема его финансового обеспечения при условии функционирования в статусе нового бюджетного или автономного, создает условия и стимулы для повышения эффективности деятельности учреждения, а также способность самостоятельно функционировать в условиях рыночной экономики.
В целях реализации вышесказанного на территории Еврейской автономной области в настоящее время определены два муниципальных образования, в которых отдельные школы в экспериментальном режиме будут апробировать процедуру предоставления услуг, не отнесенных к основным видам деятельности сферы «Образование».
Проанализировав перечень таких услуг, предоставляемых на уровне муниципальных образований и поселений, а также возможность их финансового обеспечения в настоящее время, на данном этапе в наших условиях оказалось целесообразнее рассматривать возможность формирования заданий на государственные услуги, предоставляемые областными государственными учреждениями, не относящиеся к основным видам деятельности сферы «Образование».
Первоначальным этапом в указанной деятельности явилось изучение ведомственных перечней услуг, оказываемых различными учреждениями, и вычленение наиболее объективных и возможных к их предоставлению общеобразовательными учреждениями в целом. В их число вошли государственные услуги, оказываемые физическим лицам в сфере молодежной политики, спорта, экскурсионного обслуживания (культура), социального обслуживания населения и в стадии рассмотрения – медицинского обслуживания.
Следующий этап – это выявление особенностей, проблемных точек в предоставлении указанных услуг ведомственными (государственными) учреждениями в пределах территориальной доступности общеобразовательных учреждений, определенных в рамках эксперимента.
Необходимо сказать, что данная деятельность должна осуществляться в том числе путем межведомственного взаимодействия, в нашем случае – комитета образования и соответствующих органов исполнительной власти области по вышеуказанным направлениям деятельности.
Немаловажным шагом является оценка ресурсов общеобразовательных учреждений для обеспечения возможности предоставления выбранных услуг: их материальное обеспечение, определение кадрового ресурса, в том числе в случае необходимости – возможность привлечения в рамках оказания услуги сторонних квалифицированных специалистов, а также реальные потребности населения и уровень удовлетворенности качеством оказания услуг, выбранных к предоставлению общеобразовательным учреждением, на определенной территории в настоящее время. Последнее требует определенных трудозатрат и времени, так как проводится с использованием методов социологических исследований.
Параллельно общеобразовательное учреждение должно осуществить оценку возможности оказания выбранных услуг в соответствии с требованиями, установленными к качеству их оказания, а также произвести экспертизу устава учреждения для осуществления работы по внесению соответствующих изменений в дальнейшем.
Самым важным и сложным, на наш взгляд, является формирование финансово-экономического обоснования стоимости услуги, определенной к предоставлению общеобразовательным учреждением в соответствии с вышеперечисленными мероприятиями, с указанием конкретных результатов ее предоставления в количественном и качественном выражении.
Данное финансово-экономическое обоснование, учитывающее все вышеуказанные результаты оценки возможности оказания услуг, выбранных учреждением, предоставляется в орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, который, в свою очередь, должен дать заключение о возможности (невозможности) предоставления государственной услуги конкретным общеобразовательным учреждением.
Для дальнейшего более эффективного продолжения работы в данном направлении деятельности мы видим два пути формирования задания в части предоставления государственных услуг муниципальными общеобразовательными учреждениями:
– предоставление услуг на конкурсной основе (культура, спорт, демография, то есть те услуги, которые не относятся к обязательным государственным гарантиям для населения);
– нормативное определение порядка передачи функций по оказанию государственных услуг муниципальным учреждениям (здравоохранение, социальная защита, то есть те услуги, которые относятся к обязательным государственным гарантиям для населения).
Здесь существуют риски в межведомственном взаимодействии в случае выбора варианта предоставления услуг на конкурсной основе – это противодействие органов государственной власти, услуги учреждений которых будут предоставляться на конкурсной основе, так как это может повлечь за собой сокращение финансирования ведомственных областных государственных учреждений в связи с перераспределением части средств на предоставление услуги муниципальному образовательному учреждению.
Все вышеперечисленное возможно к реализации исключительно учреждениями, имеющими статус новых бюджетных или автономных.
Таким образом мы на территории нашей области планируем повысить заинтересованность органов местного самоуправления в обеспечении самостоятельности муниципальных общеобразовательных учреждений с предоставлением реальной возможности получения дополнительного финансового обеспечения учреждений.
Это актуально для четырех из шести муниципальных районов Еврейской автономной области, так как они являются высоко дотационными и в настоящее время, в том числе по этой причине, все общеобразовательные учреждения данных четырех районов являются казенными.
Вместе с тем для получения положительной динамики в части уменьшения количества казенных образовательных учреждений на территории области, а следовательно расширения перечня услуг, предоставляемых данными учреждениями, комитетом образования принято решение установить в соглашении о взаимодействии комитета образования Еврейской автономной области и муниципальных образований при реализации Комплекса мер по модернизации общего образования Еврейской автономной области на 2012 год обязательство муниципальных образований области по переводу определенного процента общеобразовательных учреждений в бюджетные или автономные.
Необходимо сказать, что с 1 января 2012 года общеобразовательным учреждениям, расположенным на территории г. Биробиджана и имеющим статус бюджетных, в муниципальные задания помимо основной услуги в части реализации общеобразовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования включаются дополнительные услуги по организации отдыха и оздоровления детей в летний период с соответствующим финансовым обеспечением.
В заключение хочу сказать, что переход к полной финансовой самостоятельности, смена статуса школы и расширение перечня услуг, предоставляемых данными учреждениями, нельзя рассматривать как чисто экономический аспект, конечным итогом должно стать улучшение условий для получения каждым ребенком качественного образования. Более того, мы считаем, что муниципальное задание является главным связующим звеном между финансированием школы и содержанием образования. Но это уже другая история.
Евгений Сильянов,
председатель комитета образования Еврейской автономной области

?

Log in

No account? Create an account